Все для победы

Все дальше и дальше уходит в прошлое Великая Отечественная война. Незаметно, год за годом уходят живые очевидцы того времени. Но говорят и будут говорить в будущем другие свидетели времени. Документы. Воспоминания. Газетные статьи тех лет.

Великая Отечественная война занимает особое место в народной памяти. Пройдут годы, а может быть и столетия, но память о тех событиях не сотрется, не исчезнет. Она снова и снова будет напоминать о себе…

Победа далась нашему народу страшной       ценой, 27 миллионов погибших – огромные невосполнимые потери, невиданные в российской, да и мировой истории. Победа далась ценой рывка, сверхъестественного напряжения воли и сил, совершенного всем народом. В этом труде есть немалая лепта и костромичей, наших с вами отцов и матерей, дедов и прадедов.

Около 260 тысяч мужчин ушло из нашего края на фронт – 118 тысяч – почти каждый второй – не вернулись домой. Их кровь и пот, терпение и мужество легли на алтарь общей Победы. Но помимо главного, боевого фронта был и второй фронт – тыловой, без которого тот победный май сорок пятого года мог бы и не наступить. На этом фронте трудились, не покладая рук, те, кто остался в тылу: подростки, женщины, старики.  

Тыловое сопротивление врагу было и стихийным и организованным одновременно. С первых дней войны партийными органами была развернута активная кампания по массово-политической работе среди широких слоев населения. Так, в докладной записке секретаря Свердловского райкома ВКП(б) о массово-политической работе в районе от 29 июня 1941 года говорится, что «в предприятиях и учреждениях района работает 258 агитаторов. За 28 июня проведено 197 докладов (по неполным сведениям), бесед и читок, охвачено 8037 чел… Всего по району охвачено докладами, беседами 10016 чел. Кроме того, проводятся коллективные слушания радиопередач последних известий в 15 организациях, количество слушающих радиопередачи 1738 человек» [1].

Все отрасли народного хозяйства костромского края с началом войны перешли на новый характер и темп работы – с самых первых дней Великой Отечественной у людей сформировалась прочная уверенность в том, что только высокая организованность, сплоченность, воля и способность жертвовать силы, время и все способности ради общей победы – смогут преодолеть смертельную опасность, нависшую над страной.

С первых же дней войны руководством страны были предприняты безотлагательные меры по обеспечению промышленного производства военной продукции, ведь наступившая война была в значительной мере «войной моторов», соревнованием технической мысли, ресурсов, объемов промышленного производства.

 Во-первых, происходила эвакуация предприятий вглубь страны. В основном эти предприятия перебрасывались как можно дальше от линии фронта – на Урал, в Сибирь. Но некоторые предприятия разместились и на нашей земле: в Кострому были эвакуированы Смоленский льнокомбинат, а также Ржевский механический завод, который будучи преобразован в завод №9, стал выпускать корпуса снарядов.  

Многие костромские предприятия освоили выпуск продукции военного назначения. Так, на заводах «Рабочий металлист» и им. Красина уже в конце 1941 года было развернуто производство спусковых механизмов для пистолетов-пулеметов ППШ. В 1942 году завод стал выпускать в большом количестве 122-миллиметровые снаряды, 120-миллиметровые мины, головки к реактивным снарядам, фотоавиабомбы «ФОТАБ-31», фугасные бомбы «ФАБ-100» и другие боеприпасы [2].

Отдельным важным аспектом работы костромских предприятий в нашем богатом лесом крае стал выпуск лыж для нужд фронта. В августе 1941 года на такие костромские предприятия как лесозавод «Смычка», заводы «Красная маевка», им. Красина поступило спецзадание на изготовление до 1-го января 1942 года 30000 пар лыж и палок к ним. Задание было выполнено в срок. На фронт отправили более 33000 пар лыж [3]. 

К концу 1942 года 26 промышленных предприятий Костромы освоили производство ранее не выпускавшихся видов изделий, которые требовались фронту. Завод «Смычка» наладил выпуск тракторных волокуш, саней, прицепов. Судомеханический завод стал выпускать новый вид катеров-тральщиков (выпустив за годы войны свыше 120 экземпляров), судоверфь им. «Комсомольской правды» – лодки-волокуши, плашкоуты, завод «Красная маевка» – корпуса для противотанковых мин. Кроме того, на Судомеханическом заводе освоили производство аэросаней [4]. 

Порой весьма необычной для конкретного предприятия была сама номенклатура производимой продукции: так на Костромской ТЭЦ для нужд Красной армии производили армейские котелки, хлебные формы, ватные фуфайки и лопаты [5].

Одной из стратегических отраслей военного времени стала транспортная отрасль. Работники-транспортники также стремились повышать производительность труда – ведь от бесперебойности и эффективности работы транспортной отрасли зависело снабжение фронта. Красноречивы строчки из информации секретаря узлового парткома станции Шарья П. Шулятникова в Шарьинский райком ВКП(б): «механический цех, депо паровозное, (мастер цеха член ВКП(б) тов. Лапшин) добился того, что все рабочие менее двух норм не вырабатывают. За 20 дней ноября цех имеет среднюю производительность труда 280%...Ряд членов и кандидатов ВКП(б) занимают на производстве авангардную роль и выполняют по 2-3-4 нормы. Например, кандидат ВКП(б) тов. Ронжин выполняет норму выработки на 340 %, тов. Малышев – на 450%, тов. Замураев – на 440 %. Также показывают исключительные образцы в работе беспартийные товарищи, работающие в вагонном депо» [6].  

Лесозаготовка – традиционная для нашего края отрасль – в годы Великой Отечественной приобрела столь же важный оборонный характер. Тысячи паровозов, перевозивших воинов, боевые машины, раненых, эвакуированных требовали огромного количества топлива. Работоспособность транспортной системы, насыщенность ее топливом становилась важным военным фактором, одним из условий победы над врагом.

Эта работа традиционно считалось мужской, но в годы войны вынесли ее хрупкие плечи костромичек. Отметим, что в то военное время работа в лесу не была столь механизирована, как в последующие годы: велика была доля тяжелого физического труда. Тем не менее, работа эта выполнялась в полном объеме и даже сверх него. Например, бригада лесорубов Ефросиньи Дюковой, работавшая в Нейском районе, существенно перевыполняла установленное задание. В 1942 году ее бригада из 10 человек включилась в соревнование по заготовке и вывозке леса, добилась рекордных показателей, заготовив 6900 кубометров леса, превысив почти в 2 раза взятые обязательства. Все члены бригады Дюковой были награждены Наркомлеса СССР знаком «Отличник Наркомлеса СССР», а сама Ефросинья Дюкова была награждена орденом Трудового Красного Знамени [7]. 

Еще одна сфера приложения женского труда в годы войны – это традиционная в нашем регионе текстильная промышленность. Комсомольско-молодежные бригады, организованные в годы войны на крупнейших костромских текстильных предприятиях, подавали пример поистине «стахановских» объемов и темпов работы. В это время получили известность бригада текстильщицы Таси Сумаревой с льнокомбината имени Зворыкина и комсомольско-молодежная бригада Малки Кноль с текстильного комбината им. В. И. Ленина.  

В тыловую работу с первых месяцев войны активно вовлекалась костромская молодежь: так, в постановлении бюро костромского горкома ВКП(б) и исполкома горсовета депутатов трудящихся об обучении сельскохозяйственным работам учащихся средних школ, высших учебных заведений и служащих города Костромы от 30 декабря 1941 года говорится: «организовать обучение сельскохозяйственным работам учащихся средних школ 5-10 классов и студентов Учительского института: а) учащихся 5-7 классов по агротехминимуму в количестве 4300 чел.; б) из учащихся 8-10 классов подготовить трактористов – 518 человек., комбайнеров – 130 чел. и машинистов на уборочные машины – 162 чел., в) из студентов Учительского института подготовить комбайнеров 70 чел. и трактористов – 130 чел.» [8].

В корреспонденции начальника отдела подготовки кадров комбината им. Ленина из газеты «Северная правда» №21 от 25 января 1942 года можно узнать в каких формах (может быть и необычных для сегодняшнего времени) проходило обучение в военной Костроме: «Наиболее эффективными для выполнения производственного плана являются стахановские школы. Эти школы окончило 500 чел. В школах занимались работницы основных профессий, выполняющие нормы выработки на 80-90%. Перенимая стахановские методы работы, повышая свои скоростные моменты, эти работницы становились в ряды стахановцев…Большое распространение в дни войны получило индивидуальное обучение рабочих. Через индивидуальное ученичество мы готовили токарей, электриков, ремонтировщиков и красильщиков. Ранее эти квалификации считались исключительно мужскими, а сейчас мы подготовили женщин, которые хорошо справляются с работой…Готовит кадры для комбината и школа ФЗУ. Она дала производству 291 квалифицированного рабочего. Школа, наряду с подготовкой рабочих массовых профессий, дала производству новые кадры слесарей и электриков» [9].  

Существенную роль в военной экономике края сыграло освоение костромичками еще одной «мужской» профессии – тракториста. Освоившие профессию девушки заменили своих ушедших на фронт мужей за рулем «железных коней», тем самым обеспечив бесперебойное функционирование сельского хозяйства, обеспечив страну важнейшими продуктами питания. Здесь, как и в других отраслях, стремились к перевыполнению планов и норм выработки, активно включались в соцсоревнования, стремились работать «по стахановски».

Так, в сообщении политотдела Кологривской МТС о проделанной работе от 19 мая 1942 года говорится: «Среди женщин-трактористок МТС обсуждено обращение трактористок Орджоникидзевского края от 13 марта 1942 г. В ответ на это организовано три женских тракторных отряда, включились в социалистическое соревнование 53 женщины-трактористки, поставив себе задачей за период сезона выработать на каждом тракторе «СТЗ» не менее 400 гектаров, на газогенераторном «НАТИ» – не менее 650 гектаров, сэкономить горючего не менее 5 %...»[10].    

Однако помощь фронту не исчерпывалась лишь производственной деятельностью, не будет преувеличением утверждение, что любая деятельность на территории области тем или иным способом работала на победу. Так, во время Великой Отечественной войны широко использовалась мобилизация рабочей силы для строительства оборонных сооружений или объектов народного хозяйства. Например, в постановлении исполкома Красносельского райсовета депутатов трудящихся и райкома ВКП(б) о мобилизации рабочей и тягловой силы на строительство железнодорожной линии Кострома-Галич от 1-2 июня 1942 года говорится: «исполком райсовета и РК ВКП(б) постановляют: «Мобилизовать на строительство железнодорожной линии Кострома-Галич сроком с 5 июня по 20 августа пеших 500 чел., конных 50, из них сроком до 31 декабря 1942 г. пеших 90, конных 50…Предупредить председателей сельсоветов и колхозов, что мобилизованные колхозники при выезде при себе должны иметь: лопатки, кружки, котелки, постельную принадлежность и белье» [11].  

В районах велась активная работа по оказанию помощи семьям фронтовиков. Например, в постановлении IX Нейской районной партийной конференции по отчету райкома ВКП(б) от 10 апреля 1943 года указывается: «Семьям фронтовиков предоставлено 194 квартиры, подвезено 1298 кбм. дров, выдана 781 пара обуви, продано через кооперацию и из колхозов 46 т. картофеля и овощей, 15 т. хлеба, 1500 кг. мяса и оказана другая помощь» [12].  

Оказывалась всемерная помощь пострадавшим от фашистской оккупации районам страны, так в резолюции 3 районной партийной конференции по отчету Ленинского районного комитета ВКП(б) г. Костромы от 15 мая 1943 года указывается, что трудящимся Калининской области собрано 3000 вещей [13]. В отчете Пыщугского райкома ВКП(б) от 17 декабря 1942 года приводятся цифры, свидетельствующие о помощи Ленинграду – «отгружено продуктов в помощь Ленинграду со ст. Шарья …всего 116, 4 центнера, в том числе: хлеба – 68 центнеров, крупы – 3,3 центнера, гороха 44 центнера, масла скоромного – 87 килограмм[ов]» [14].  

Помогали костромичи и разрушенному войной Донбассу. Так, в постановлении бюро Костромского горкома ВКП(б) об оказании помощи Донецкому бассейну в восстановлении угольной промышленности от 24 ноября 1943 года говорится: «предложить всем директорам предприятий, секретарям партийных, комсомольских и председателям профсоюзных организаций немедленно учесть и приступить к подготовке отправки в Донбасс неиспользованное или малозагруженное оборудование, инструменты, различные материалы (станки, моторы, краски, гвозди, лопаты и т.п., обувь, белье, посуда, мебель, веревка и т.п.)» [15]. А в докладной записке секретаря Галичского райкома ВКП(б) от 3 апреля 1944 года можно узнать, что «на базу сельхозснабжения поступило сельскохозяйственного инвентаря в помощь восстановлению сельского хозяйства освобожденных и освобождаемых районов Белорусской ССР от колхозов Галичского района: плугов – 40 шт., борон – 50 шт., серпов – 40 шт., кос ручных – 30 шт. и выделено по решению общих собраний колхозов района крупного рогатого скота: телят 50 голов и ягнят 100 голов. Выделенный скот находится в колхозах» [16].

В те годы костромичи старались помогать фронту по всем возможным направлениям: деньги отрывались от по-военному скудных семейных бюджетов, но каждая семья, оставшаяся в тылу, понимала, что там, на передовой их родные и близкие сражаются с коричневой чумой, и только совместными усилиями можно сделать так, чтобы она не пришла в их дома. Интересно содержимое, например, новогодних посылок, передаваемых нашими земляками в действующую армию: в докладной записке Антроповского райкома ВКП(б) указывается, что в них «мед, конфеты, сухари, баранки, масло, мясо, яйца, сыр, рукавицы, перчатки, носки…, тетради, карандаши, зубные щетки…» [17].  

Всего в годы войны костромичи-трудящиеся внесли в фонд обороны страны свыше 32 миллионов рублей. Кроме того, было собрано и отправлено 234 тысячи посылок, 350 000 тысяч теплых вещей. Этими вещами можно было экипировать целую армию.  

Кроме того, в годы войны Кострома стала крупным образовательным центром для офицерского корпуса Красной армии. На Костромскую землю были эвакуированы из Ленинграда такие учебные учреждения, как Военно-транспортная академия, Ленинградское военно-инженерное училище, 3-е Ленинградское артиллерийское училище, а также Ленинградское Краснознаменное училище военных сообщений им. М.В. Фрунзе. Всего за годы войны эти учебные заведения подготовили и направили на фронт свыше 25 000 офицеров. Среди них было немало известных офицеров, в частности будущий лауреат Нобелевской премии по литературе А. И. Солженицын, окончивший в Костроме 3-е ЛАУ. Все годы войны на Костромскую землю прибывали эшелоны с эвакуированными ленинградскими детьми. Не менее 10 000 юных ленинградцев обрели здесь свою вторую Родину.

И, наконец, немаловажным направлением помощи фронту было создание на костромской земле эвакуационных госпиталей. Всего было сформировано около 50 эвакогоспиталей, большая часть которых была сформирована в Костроме – 34, также госпиталя располагались в Буе, Галиче, Шарье, Мантурове, Нее, Нерехте. 10 госпиталей имели в Костроме постоянную дислокацию. Забота о раненых бойцах, помноженная на профессионализм врачей, позволили возвращать в строй свыше 70 процентов раненых. Около 50 тысяч солдат и офицеров Красной Армии прошли лечение в госпиталях Костромы и были возвращены в строй.

Времена не выбирают, но наши предки сумели с честью вынести доставшееся на их долю военное лихолетье. Годы войны стали не только временем испытаний и потерь: они были великой школой мужества и патриотизма, временем «осевым», разделившим отечественную историю на «до» и «после». Сколько бы ни прошло времени, память о людях, отстоявших страну в годину беспримерных испытаний, обеспечивших порой ценой собственной жизни будущее нам и нашим потомкам, не сотрется и не забудется. Они, отдавшие все для победы, навсегда останутся в наших сердцах как пример мужества, силы духа и любви к Родине.  

 

Морозов Дмитрий Викторович, начальник отдела НИиПАД Государственного архива новейшей истории Костромской области

 

Документы:

  1. ГАНИКО, Ф. 474. Оп. 4. Д. 38. Лл. 11, 11об.
  2. 60-летию победы в Великой Отечественной войне – посвящается! Информационно-аналитический бюллетень администрации Костромской области №14 (33). Кострома. 2005 г. С. 9-10.
  3. Там же. С.10.
  4. Там же. С.10.
  5. ГАКО, Ф. Р-1539, Оп. 1. Д. 677. Л. 3.
  6. ГАНИКО, Ф. 147. Оп. 1. Д. 711, Лл. 121-123.
  7. 60-летию победы в Великой Отечественной войне – посвящается! Информационно-аналитический бюллетень администрации Костромской области №14 (33). Кострома. 2005 г. С. 11.
  8. ГАНИКО, Ф. 2. Оп.1. Д. 1144., Лл. 69, 70.
  9. Газ. «Северная правда», №21, 25 января 1942 г.
  10. ГАНИКО, Ф. 2118. Оп.1. Д.2. Лл. 9, 9-а.
  11. ГАКО, Ф.Р.-1422, Оп.1, Д. 1481, Лл. 14,16.
  12. ГАНИКО, Ф. 23. Оп. 1. Д. 298. Лл, 18, 18об.
  13. ГАНИКО, Ф. 565. Оп.1. Д. 442. Лл. 14-15.
  14. ГАНИКО, Ф.Р-113. Оп. 1. Д. 165. Л. 39.
  15. ГАНИКО. Ф.Р.-2. Оп.1. Д. 760. Лл.51об, 52.
  16. ГАНИКО, Ф.Р-19. Оп.1. Д. 1036. Л.77.
  17. ГАНИКО, Ф. 17. Оп 1. Д. 201. Л. 65.