Борьба против религии в Костромском крае в 1920 – 1930-е годы.

Советское государство, созданное на обломках Российской империи, отвергало те идеалы, которые были встроены в ее культурный код. Одним из таких идеалов было религиозное сознание. Антирелигиозная борьба велась централизовано и всесторонне на протяжении практически всего времени существования Советского Союза, то ослабевая, то усиливаясь. Но наибольшего накала антирелигиозная борьба достигла в 1920-1930-е годы. Удары наносились как по отдельным персоналиям, когда репрессировались конкретные священнослужители, так и по организациям: запрещались семинарии и академии, закрывались монастыри и церкви. Все эти действия сопровождались созданием «параллельных структур», которые должны были организационно объединить антирелигиозные силы. Среди таких социальных конструктов следует выделить, в первую очередь, Союз воинствующих безбожников. Еще один способ борьбы с религией заключался в проведении различных мероприятий, призванных снизить религиозную активность населения.

Особое место в такого рода мероприятиях занимала агитационная работа – ее суть заключалась в формировании нового безрелигиозного мировоззрения. Так, в фондах ГАНИКО хранится примечательный документ, иллюстрирующий эту работу, проводившуюся в Костромском крае в 1920-е годы – «Программа Губсовета Союза Безбожников, курсов антирелигиозников-активистов и ячеек Союза «Безбожников» [1.]. Содержание вопросов, которые предполагалось поднимать во время проведения курсов, позволяло формировать научное атеистическое мировоззрение, включавшее в себя четкое представление о ходе мировых событий (от сотворения Земли до появления человеческого рода), у будущих агитаторов, которые затем несли эти знания в народные массы.

Новое мировоззрение должно было носить черты тотальности и всеобщности. Оно должно было затронуть все национальные и социальные группы населения страны. Особое внимание привлекалось к «развертыванию ячеек безбожников в деревне», ведущую роль в формировании нового мировоззрения предполагалось возложить на плечи сельской интеллигенции – врачей, агрономов, учителей. Это следует из «Плана антирелигиозной работы губсовета союза «Безбожник» [2.]. В этом же документе констатируется, что антирелигиозная программа предполагала использование самых разнообразных методов и приемов: создание новых ячеек Союза безбожников, выписку газеты «Безбожник», организацию уголков «Безбожника» и антирелигиозных библиотечек при клубах, избах-читальнях и красных уголках. Также предполагалось использование кинопередвижек, демонстрирующих антирелигиозные фильмы. Документ, также, свидетельствует, что пропаганда велась не только против религии, но и против «народных поверий, суеверий».

Еще одно направление антирелигиозной борьбы в Костромском крае в 1920-1930-х годах было связано с дискредитацией церковных праздников, об этом говорится, в частности, в документе 1930 года, рассказывающем об «антирождественской кампании Райсовета Союза Воинствующих Безбожников» [3.], а также в документе за 1939 год – «Плане подготовки и проведения антипасхальной кампании» [4.].

В Костромском крае, который до революции славился своими церквями, борьба с православием приняла характер массового разрушения храмов. В результате этой деятельности область навсегда лишилась значительной части копившегося веками архитектурного, исторического наследия. В «лучшем случае», церковь закрывалась, а ее здание передавалось под хозяйственные нужды. Так, в «Выписке из протокола от 10 декабря 1929 г. заседания культурно-просветительной секции Пыщугского района о снятии колоколов со Спасской церкви и ее закрытии, а также закрытии в Верхне-Спасском религиозного прихода» [5.], говорится об одном из множества подобных фактов.

Еще один документ красноречиво свидетельствует о масштабности подобных кампаний. Это «Акт, составленный представителем Горрайкома Безбожников Голубковым и техником Горкомхоза Лавровым, по обследованию церквей г. Костромы и использования храмов под клубы, общежития и т. д.» [6.], датированный 24 августа 1931 года.

Таким образом, наступление на религиозное сознание жителей государства, в том числе и на территории нашей области, велось целенаправленно и комплексно, при этом особое внимание уделялось последовательному преобразованию сознания на антирелигиозный лад и ожесточенной атаке на церковные святыни.

Документы:

1. ГАНИКО, Ф.П. – 32. Оп. 1. Д. 148. Л. 9.

2. ГАНИКО, Ф. П. – 32. Оп.1. Д. 148. Л. 6.

3. ГАНИКО, Ф. П. – 2. Оп. 1. Д. 54. Л. 29.

4. ГАНИКО, Ф. П. – 2. Оп. 1. Д. 502. Л. 251.

5. ГАНИКО, Ф.П. – 113. Оп.1. Д.4. Л.28.

6. ГАНИКО, Ф. П. – 2. Оп. 1. Д. 54. Л. 130.







Д.В. Морозов

Назад