Искусство кино на Костромской земле

Кострома – один из немногих провинциальных городов России с богатой кинематографической историей. Причин, по которым Кострома оказалась кинематографической Меккой немало – это и близкое расположение к Москве, и прекрасно сохранившийся исторический центр, и, несомненно, сам образ города – хранителя русских традиций. Древние монастыри и уютные улочки, застроенные купеческими усадьбами, романтическая набережная Волги, да и сама речная даль великой русской реки – прекрасно укладывались в образную систему отечественного кинематографа.

История запечатывается не только на кинопленке, но и в документах – они так же, как старые фильмы или фотографии, являются, пожалуй, единственным достоверным отображением времени, породившего их. В документах, хранящихся в фондах ОГКУ «ГАНИКО», можно увидеть эти отражения ушедшей эпохи.

Костромская кинематографическая тема многогранна и многопланова. Как правило, внимание акцентируется на том, что в Костроме снимались многие известные и любимые с детства картины советской эпохи (по некоторым подсчетам Кострома прямо либо косвенно фигурирует почти в сотне отечественных кинолент). Помимо того, в областной столице снималось (и снимается) изрядное количество полнометражных фильмов и телесериалов современной эпохи. Однако, кинематографическая тема на Костромской земле значительно шире темы съемок фильмов или сериалов в костромских интерьерах и пейзажах. Это и хроника кинофикации региона, уходящая корнями в дореволюционную эпоху, и история кинофестивалей, проходивших в Костроме, и история отдельных костромских кинотеатров.

Так, о замене более раннего поколения костромских кинотеатров более современными говорит документ 1949 года о ветхом состоянии костромского кинотеатра «Малый» и необходимости его сноса, с последующей постройкой нового кинотеатра [1].

Тяжелое положение областной киносети в послевоенные годы иллюстрирует «Докладная записка от начальника Костромского областного управления кинофикации в Костромской обком ВКП(б)» [2].

Некоторые документы повествуют об истории кинофестивалей на Костромской земле в 1940-1950-е годы – например, «План проведения колхозного кинофестиваля» [3], датированный 1947 годом, или «План проведения кинофестиваля в ознаменование 30-й годовщины Великой Октябрьской революции» [4], проводившегося в том же 1947 году.

Полноценную характеристику важности кино в деле агитационной, просветительской и образовательной работы дает «Справка о выполнении постановления бюро обкома КПСС «О состоянии и мерах улучшения кинообслуживания населения области» секретаря ГК КПСС В. Артамоновой» [5].

У искусства кино есть немало удаленных от собственно художественного творчества ипостасей – «кинопроизводство», «кинобизнес». С этой точки зрения интересен значительный экономический эффект проката фильмов в советскую эпоху: так, в «Телеграмме от директора киносети г. Костромы Ершова секретарю обкома КПСС тов. Тупиченкову» [6] говорится о валовом сборе в кинотеатрах г. Костромы за первое полугодие 1980 года в размере шестисот пяти тысяч рублей.


Д. В. Морозов

Документы:

1. ГАНИКО, Ф.П-765. Оп.3. Д.251.Л.43.

2. ГАНИКО, Ф.П-765. Оп.1. Д.467. Л.68.

3. ГАНИКО, Ф.П-765. Оп.2. Д.315. Л.14.

4. ГАНИКО, Ф.П-765. Оп.2. Д.315.Л.63.

5. ГАНИКО, Ф.П-765. Оп.11. Д.165. Л.9.10.11об.

6. ГАНИКО, Ф.П-765. Оп.41. Д. 38. Л.14.


ГАНИКО, Ф.П-765. Оп.3. Д.251.Л.43.


ГАНИКО, Ф.П-765. Оп.1. Д.467. Л.68.


ГАНИКО, Ф.П-765. Оп.2. Д.315. Л.14.


ГАНИКО, Ф.П-765. Оп.2. Д.315.Л.63.


ГАНИКО, Ф.П-765. Оп.11. Д.165. Л.9.


ГАНИКО, Ф.П-765. Оп.11. Д.165. Л.10.


ГАНИКО, Ф.П-765. Оп.11. Д.165. Л.11об.


ГАНИКО, Ф.П-765. Оп.41. Д. 38. Л.14.

Д.В. Морозов

Назад