«Морской феномен» Костромы

Приближается День военно-морского флота России. К счастью и у нас – костромичей найдется несколько веских фактов и слов, связанных с этим замечательным праздником…

Достоин, пожалуй, не столько удивления, сколько уважения тот факт, что Костромская земля, начиная, как минимум, с конца XVII века и по настоящее время, предоставила в распоряжение российского флота десятки тысяч офицеров, а помимо них – около 150 адмиралов и лиц сравнимых званий, связанных с военно-морской стезей. Все эти персоны являлись в свое время помещиками-землевладельцами или родились в пределах наместничества, губернии или области, либо вели отсюда свой род. Костромичи несли службу и в императорском, и в советском флоте, да и сегодня, не изменяя давнишним, крепким и славным традициям,  продолжают служить в российском ВМФ.

Так, в частности, с начальным периодом становления и развития отечественных морских сил связана деятельность генерал-аншефа П.М.Шипова (1686-1755) – сподвижника Петра I, кавалера ордена св. Александра Невского, президента Статс-конторы и строителя Петербурга, крупного корабела, а впериод военной службы –участника баталий против шведского воинства в составе гребных флотилий.

Послепетровская эпоха представлена нашим известным земляком обер-штер-кригскомиссаром флота Д.Л.Овцыным (1708-1757), гидрографом, заметным участником Великой Северной экспедиции, сподвижником Витуса Беринга, а к числу «екатерининских орлов» имеем все основания причислить генерал-поручика, флота генерал-цехмейстера Ф.И.Пасынкова (1720-1802) и, конечно же, адмирала В.Я.Чичагова, достойного отдельного рассказа.

Период, примерно, со второй половины XVIII столетия и вплоть до Октябрьской революции знаменуется возникновением и расцветом династий военных моряков костромского происхождения, зачастую весьма многочисленных, известных и уважаемых на флоте. Это в полной мере относится к фамилиям Сальковых, Токмачевых, Перфильевых, Шиповых и Полозовых. Династия Козляниновых, «во главе» с вице-адмиралом Т.Г.Козляниновым (1740-1798), участником русско-шведской войны 1788-90 гг. «поставила» флоту 18 моряков, Сипягины дали военно-морским силам 15 офицеров и вице-адмирала М.Я.Сипягина (1737-1803).

Двадцать персон «откомандировали» во флот дворяне Невельские и, прежде всего, адмирала Г.И.Невельского, о котором ниже. Родичи – Ратьковы и Ратьковы-Рожновы, составившие династию военных моряков, известны тремя адмиралами и действительным тайным советником. Костромичи Щулепниковы вправе гордиться адмиралом А.В.Щулепниковым (1796-1882), участником русско-турецкой войны 1828-29 гг., блокады Дарданелл и еще 12 морскими офицерами, носившими эту фамилию. Столько же моряков императорского флота вышло из семьи Юрьевых, наиболее заметным из них являлся вице-адмирал Ф.А.Юрьев (1783-1856), участник взятия острова Корфу и двух русско-турецких войн. Также посвятили себя водной стихии одиннадцать Чихачевых, включая вице-адмирала Н.М.Чихачева (1930-1917), управляющего морским министерством, члена экспедиции Г.И.Невельского. А среди десяти наших земляков – флотских чинов Поскочиных находим участников Наваринского сражения – вице-адмирала И.В.Поскочина (1805-1886) и генерал-лейтенанта флотской службы П.В.Поскочина, а также капитан-командора И.С.Поскочина (умер в 1803-м) – участника едва ли не всех «водных» битв русско-турецкой войны 1788-90 гг.– под Очаковым, в Лимане, при взятии Аккермана, Измаила и др.

В разные века и годы во флоте служили ни много ни мало, а 24 офицера из рода Купреяновых, выдвинувшего трех адмиралов императорского флота, а в числе последних – контр-адмирала И.А.Купреянова (1794-1857), одного из первооткрывателей Антарктиды и при этом единственного русского военного моряка, совершившего три кругосветных плавания. Но и эта династия не была самой крупной: наши земляки – дворяне Нелидовы взрастили около 30 офицеров. Еще более значительна когорта моряков Перелешиных, преодолевшая этот рубеж; эта фамилия известна также благодаря одной из самых заметных фигур в истории отечественного флота, а именно – адмиралу П.А.Перелешину, которому мы также предоставим дополнительное место в нашем материале.

Казалось бы, и Нелидовым, и Перелешиным уступает по численному составу еще одно костромское сообщество – военных моряков Бутаковых, но уникальность этой династии состоит в том, что едва ли не к каждому второму ее представителю обращались «Ваше Высокопревосходительство» или «Ваше Превосходительство». То есть из 25-ти Бутаковых одиннадцать являлись военными чинами 2-4-х классов «Табели о рангах», среди которых состояли адмирал, генерал от инфантерии, два вице-адмирала, пять контр-адмиралов, генерал-майор флота и действительный статский советник. Двум лицам из этой фамилии мы воздадим должное ниже.

Переходим к заявленным персоналиям. Начать, следует, по-видимому, с одного из наиболее заслуженных наших адмиралов – Василия Яковлевича Чичагова – уроженца Костромской губернии. Родившийся в  1726 году, после окончания Московской математическо-навигацкой школы он завершил свое морское образование в Англии.

В 1764-66 гг. в чине капитана бригадирского ранга отправился в экспедицию с секретным заданием пройти северным путем к берегам Камчатки. Однако отряд из трех судов, дважды пытавшийся выполнить задачу, встретил на пути тяжелые льды и оба раза был вынужден вернуться на базу в Архангельск. Далее В.Я.Чичагов занимал пост главного командира Архангельского, Ревельского и Кронштадтского портов. Во время Русско-турецкой войны в 1772-74 гг. командовал одним из отрядов «Донской флотилии», которая обороняла Керченский пролив, вступал в стычки с кораблями противника.

После смерти адмирала С.К.Грейга был назначен командующим флотом во время русско-шведской войны. Одержал победы над противником в Эландском (1789 год), Ревельском (1790 год) и Выборгском сражениях, которые ускорили заключение мира. Летом 1793-го во главе многочисленного экспедиционного флота был отправлен в поход, чтобы совместно с британским флотом блокировать побережье революционной Франции.

Чин полного адмирала был пожалован В.Я.Чичагову в 1782 году. Этот флотоводец известен также тем, что единственный из военных моряков являлся кавалером ордена св. Георгия I класса. Помимо этого был отличен также высокими наградами: орденами св. Андрея Первозванного и св. Александра Невского.

Адмирал вышел в отставку в 1797 году. Скончался же Василий Яковлевич 4 апреля 1809 года и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры…

Едва ли не веком позднее предыдущего нашего героя, а именно – в 1813 году, явил себя миру Геннадий Иванович Невельской, уроженец Солигаличского уезда Костромской губернии. По окончании Морского корпуса в 1832 году, молодой мичман был определен в Балтийский флот.

Моряк быстро рос в чинах и в 1849-м был произведен в капитаны 2-го ранга за целый ряд деяний исключительно важных и полезных для Отечества. Совершив быстрый и благополучный  переход в Петропавловск, он открыл вход в устье Амура, обнаружив пролив, названный впоследствии его именем, исследователь доказал, что Сахалин является островом, описал берега Охотского моря. В следующем году Г.И.Невельской во исполнение данного ему Высочайшего повеления, занял устье Амура, основал Петровское зимовье и Николаевский пост. В течение ряда последующих лет военный моряк сумел распространить российское влияние на народы Нижнеамурского, Приамурского и Уссурийского края, занял Сахалин, открыл Императорскую гавань, устроил целый ряд постов. И создал тем самым в рамках Амурской экспедиции (1849-1855) основания для присоединения огромных дальневосточных территорий к России.

В 1857-м наш земляк вошел в состав директоров коммерческой Амурской компании, несколько позднее был назначен членом Ученого отдела Морского технического комитета. В последние годы жизни Геннадий Иванович был занят написанием книги об Амурской экспедиции, которая была издана его женой под названием «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849—1855» уже после его смерти.

Чина полного адмирала костромич достиг в начале 1874-го, а спустя два года Геннадий Иванович Невельской, кавалер многих высоких орденов, умер и был похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга…

Одним их наиболее ярких представителей династии военных моряков Бутаковых являлся Алексей Иванович, родившийся 7 февраля 1816 года в Кронштадте и происходивший, равно как и три его младших брата, из дворян Костромского уезда. Мальчика рано отдали в Морской корпус, и уже в 1828-м он стал гардемарином. Первой важной вехой в его службе стало двухгодичное кругосветное плавание из Балтики к берегам Камчатки на транспорте «Або», где Бутаков состоял старшим офицером.

В 1848 году нашего земляка по предложению знаменитого русского адмирала Ф.Ф.Беллинсгаузена назначили главой гидрографической экспедиции Морского министерства на Аральское море. Эта миссия, длиной в 12 лет, стала главным делом жизни моряка.С именем и деятельностью А.И.Бутакова связано составление первой карты Арала, исследование и описание впадающих в него рек Сырдарья и Амурдарья и, кроме того, создание Аральской флотилии, принявшей активное участие в боевых действиях против кокандского, затем хивинского хана, а также – мятежных киргизов.

Первый адмиральский чин был пожалован костромичу в 1864 году, после чего его зачислили в свиту Его Величества. Император Александр II доверил ему также морское образование своего сына, впоследствии генерал-адмирала, великого князя Алексея. В 1867-м А.И.Бутаков исправлял высокую должность эскадр-майора, однако его здоровье, подорванное многолетними изысканиями в полевых условиях, начало сдавать. В следующем году Алексей Иванович выехал на лечение в Германию, на курорт Швальбах, где и скончался 28 июня 1869 года…

Родной брат Алексея Ивановича, Григорий Иванович Бутаков родился 27 сентября (ст. стиль) 1820 года в городе Рига Лифляндской губернии.

В 1836-м он окончил Морской корпус и, после плавательной практики на кораблях Балтийского флота, будучи в звании мичмана получил назначение во флот Черноморский. В 1838 году участвовал в ряде сражений Кавказской войны против горцев. В 1847-50 гг. лейтенант Г.Бутаков вел обширные гидрографические работы у черноморского побережья, результатом их стало составление и публикация труда «Лоция Черного моря».

В начале Крымской войны командир пароходофрегата «Владимир» капитан-лейтенант Г.И.Бутаков вступил в первый в истории бой паровых кораблей. Его итогом явился захват турецкого парохода «Перваз-Бахри». Моряк участвовал в Синопском и ряде других сражений против англо-французских судов, обороняя Севастополь, командовал отрядом пароходофрегатов, отличился в боях заМалахов курган.

В 1856-60 гг. контр-адмирал Бутаков являлся главным командиром Николаевского порта и военным губернатором Николаева и Севастополя. После – начальствовал над отрядом винтовых кораблей, в 1863-67 гг. исправлял должность военно-морского агента (атташе) в ряде европейских стран. В 1867 году наш вице-адмирал принял командование Практической эскадрой броненосных кораблей на Балтийском море. В этой должности Григорий Иванович внес существенный вклад в военно-морскую науку и практику. Основоположник тактики парового броненосного флота, автор ряда специальных трудов по минному и противоминному делу, он ввел в служебный обиход ряд эффективных новаций, принципиально повысивших выучку экипажей и боеспособность отечественного флота в целом. В 1868-80 гг. он являлся старшим флагманом (фактически, командующим) Балтийского флота, в 1881-м вступил в должность главного командира Санкт-Петербургского порта, а в следующем году он был отставлен от управления флотом, но принял, тем не менее, почетный пост члена Государственного совета.

Военно-морской деятель, видный флотоводец, генерал-адъютант, кавалер ряда высоких отечественных и иностранных орденов, член Императорского Русского Географического общества, Григорий Иванович Бутаков скончался 31 мая 1882 года от апоплексического удара. Похоронен адмирал на Никольском кладбище Александро-Невской лавры…

Согласно Свидетельству Костромской Духовной Консистории от 15 марта 1827 года, выданного со ссылкой на метрические ведомости Буевской округи, Павел Перелешин родился в усадьбе Щетинино 22 июня (03 июля – новый стиль) 1820 года. Заметим здесь, что наличие этого документа в персональном деле нашего видного земляка, копия которого была затребована и получена из РГА ВМФ, должно, по нашему твердому убеждению, поставить однозначную точку в дебатах, связанных с  разночтениями касательно даты его появления на свет.

В 1832 году Павел окончил Морской кадетский корпус, в декабре 1837-го произведён в мичманы и направлен в Черноморский флот. Участник Кавказской войны, он отличился в высадке десанта при взятии местечка Субаши, за что был удостоен первой боевой награды – ордена св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». Всего же отечественных знаков отличия у будущего адмирала будет свыше 15-ти.

В 1853 году П.А.Перелешин в должности старшего офицера линейного корабля «Париж» отличился в Синопском сражении, а с октября 1854-го был причислен к гарнизону осажденного Севастополя. Командовал морским батальоном, участвовал в оборонительных и наступательных действиях, притом на позициях его контузило, после – ранило. В мае 1855-го его назначили начальником отделения оборонительной линии, состоявшей из 1-го и 2-го бастионов.

В 1855-60 гг. Павел Александрович служил на Балтийском флоте, после – начальником Бакинской морской станции и капитаном над Бакинским портом, а в августе 1863 г. произведён в первый адмиральский чин. В 1864-м он градоначальник Таганрога и Главный Попечитель Азовского купеческого судоходства. В 1866 году возвращен в Санкт-Петербург и вступил в должность командира Гвардейского экипажа, в следующем году был  причислен к  Свите Его Величества, а с 1872-го стал генерал-адъютантом императора Александра II.

13 августа 1873 года П.А.Перелешин был назначен первым Севастопольским градоначальником с правами губернатора, командиром порта и военным комендантом. В этих должностях он состоял до увольнения по болезни, что имело место 1 марта 1876-го. В этом же году, согласно решению городской думы и с Высочайшего соизволения, Павлу Александровичу было «поднесено звание Почётного гражданина Севастополя».

С 1881 года он занял пост директора Инспекторского департамента Морского министерства, будучи одновременно членом Комитета морских учебных заведений, а с 1883-го – член Адмиралтейств-совета. В апреле 1891-го наш моряк был удостоен звания адмирала (полного адмирала). В 1898 году стал кавалером высшей награды Российской империи – ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Павел Александрович Перелешин скончался 28 февраля (13 марта) 1901 года. Его тело по Высочайшему повелению было отправлено в Севастополь и погребено в храме св. Владимира.

Особо обращаем внимание читателей и заинтересованных лиц, что исходя из вновь открывшихся сведений, в следующем, 2020 году, исполнится 200 лет со дня рождения адмирала. Между тем, Костромским отделением Русского географического общества уже реализован ряд акций к приближающемуся юбилею. Так, выпущен коллекционный набор почтовых открыток, среди которых наш моряк занимает почетное место. Создан, растиражирован и передан в учебные заведения документальный фильм о судьбе и деятельности П.А.Перелешина. В рамках выставки «Адмиральская слава Костромского края» написан его поясной портрет. На малой Родине героя, в городе Буе Костромской области, установлен мемориал и стенд морякам-буевлянам, включающий рассказ о нем. Во Владимирском соборе Севастополя установлена капсула с землей из родовой усадьбы Перелешиных. В ближайших планах установка мемориальной доски П.А.Перелешину на набережной его имени, выпуск юбилейной памятной медали и создание книги, посвященной замечательному адмиралу…

Исторические факты свидетельствуют, что в каждом этапном и значимом морском сражении – при Гангуте, Выборге, Ревеле, Наварине, Чесме, Корфу, Синопе, Цусиме, при обороне Севастополе участвовали и были отличены уроженцы Костромской земли. Мы вправе гордиться тем, что на карте мира, во всех частях света и на всех материках более 150 географических объектов – городов, поселков, улиц, островов, заливов, рек, гор, скал, камней, ледников названы в честь их первооткрывателей – наших земляков.

Между тем, после ряда революций, состоявшихся в первых десятилетиях XX века, подобно птице Феникс восстал из пепла советский военно-морской флот. Костромичи продолжили вносить свой существенный вклад в развитие ВМФ, продолжая поставлять в его ряды качественные, хорошо подготовленные кадры. Известен факт, что «только по первому комсомольскому набору ушло служить 150 костромичей». В Костроме и уездах действовали комсомольские военно-морские отряды, которые в 1920-х годах направили на Балтийский флот десятки своих воспитанников.

Многие из наших земляков поступили в военные училища и стали со временем замечательными моряками. Среди них: полные адмиралы В.А.Фокин, Н.И.Смирнов, адмиралы флота Н.И.Виноградов, Н.И.Шибаев, вице-адмирал А.М.Румянцев, контр-адмиралы А.М. Гущин, Б.В. Каратаев. Эти заметные участники Великой Отечественной войны командовали крупными морскими соединениями, объединениями и флотами, а в послевоенный период занимали высокие должности в аппарате министерства Военно-морского флота. Флотоводцы-костромичи внесли достойный вклад в военную и морскую науку, привлекались к перевооружению и модернизации  морских сил СССР и России.

На Воскресенской площади Костромы установлена мемориальная доска, которая сообщает, что из здания Костромского горкома комсомола, в 1942-1944 гг. более 100 мальчишек-добровольцев ушли в Соловецкую школу юнг Северного флота. Многие из них погибли в боях за нашу Родину в годы Великой Отечественной войны». К сожалению, поименный список юнг-костромичей до сих пор не сформирован, выявлены имена лишь нескольких моряков. В число почетных граждан нашего города включены двое моряков-костромичей, ветеранов Великой Отечественной войны: П.И.Смирнов и Н.И.Метелкин.

Отметим, что и в послевоенные годы интерес земляков к службе на флоте не снизился, количество морских офицеров и рядового состава запаса в Костромской области по-прежнему стабильно велико. Преемственность избрания профессии военного моряка в нашем пусть и не «сухопутном», но в речном (увы, не океанском и не морском) регионе сохраняется и сегодня, хотя сложно уяснить, какие исторические закономерности формируют этот, если хотите, феномен. Разве что расположенность к суровой и «соленой» профессии настолько твердо укрепилась в генах костромичей,что передается их посредством в течение вот уже более чем четырех столетий…

Подготовил Олег ДЕ-РИБАС

А.И.Бутаков
А.И.Бутаков 

В.А.Фокин
В.А.Фокин 

В.Я.Чичагов
В.Я.Чичагов 

Г.И.Бутаков
Г.И.Бутаков 

Г.И.Невельской
Г.И.Невельской 

Д.Л.Овцын
Д.Л.Овцын 

И.А.Купреянов
И.А.Купреянов 

Н.И.Смирнов
Н.И.Смирнов 

Н.М.Чихачев
Н.М.Чихачев 

П.А.Перелешин
П.А.Перелешин 

Назад