Мы шли в коммунизм

Жизнь прежних, да и нынешних костромичей состояла и состоит более из собственно жизни и быта, нежели из эпических и неординарных событий. Неплохую иллюстрацию этой мысли представляет собой статья «Так еще бывает… Но так не должно быть!» размещенная в «Северянке» образца 1959 года. Материал, включающий несколько зарисовок, посвящен всегда злободневным проблемам нравственности и морали…

«Мы идем в коммунизм. Мы сами принимаем активное участие в его строительстве», – так начинает свое гневное повествование методист областного института усовершенствования учителей. Автор уже видит его (коммунизма) «зримые черты во многом» и тем обиднее наличие «обломков» прошлого, о которых и пойдет речь.

«Почему мы уступаем дорогу?», – озаглавливает свой первый сюжет костромичка. «Сделаем наш город красивым и культурным!», – призывает, в том числе, и саму себя гражданка, описывая прискорбный случай. В одном из центральных скверов Костромы перед нею предстает «знакомая, к сожалению, часто встречающаяся картина». Всклокоченный, рубашка расстегнута по ворот, брызгая слюной и матом, по тротуару бредет алкаш. А несознательные прохожие «вместо того, чтобы забрать и наказать (не о медвытрезвителе ли речь? – авт.)» его обходят, а кто и сочувствует перебравшему парню. Доколе мы будем уступать дорогу пьяницам, и тем самым им потворствовать, задается вопросом наша методист. И действительно, ну хоть бы кто пнул его, что ли?

«Я сам себе начальник», – вот квинтэссенция и название второй картинки без вранья. Наша сознательная землячка призывает «почаще заглядывать в коридоры и в кухни коммунальных домов» и, более того, подает пример, лично посетив один из таковых, где живут 10 (?) семей. И что же? Конечно, находит нарушителя, не уважающего покой соседей. Он такой-сякой выпьет и сразу теряет человеческий облик, никого не признавая, не стесняясь и не разбирая день или ночь, кричит, ругается. А сделаешь ему замечание, обматерит, дескать, ты мне не указчик, и продолжает дебоширить. Ну не треснуть ли его кастрюлей?

Эту тему-песню обойти было, без сомнения, невозможно. Изучаем рассказик «В плену у моды». В человеке все должно быть… ну и далее по чеховскому тексту продолжает автор и горюет о юношах и девушках, оказавшихся в этом самом плену. «Недоумение и жалость» вызывает такой себе «вопросительный знак» в непомерно узких брюках и широченном пиджаке, с длинными волосами (читай – патлами), «превращающими голову в редьку хвостом книзу». Да и девицы хороши! Вместо заплетенной косы торчащий хвост, плюс иссиня-красные губы. А юбки, «которые еле дают возможность переступать с ноги на ногу»? Вот задрать бы такую (впрочем, в конце 50-х молодые стиляжки носили обтягивающую юбку до колена), да всыпать прозападной моднице пару-тройку отечественных «горячих»!

«Прислушайтесь к их речи», – озаглавливает сюжет и одновременно возмущается землячка. А речь идет, понятное дело, о том, как двое внешне подтянутых и даже, представьте, трезвых юношей «порочат великий, могучий русский язык». Мирно разговаривают, но произносят такие «перлы», как «на большой с присыпочкой» (что, кажется, означало одобрение) и другие. Ну и конечно, через слово нецензурные выражения во весь голос, никого не стесняясь. И, надо же, никто их не отведет в отделение милиции! «Плохая привычка, молодые люди, не к лицу это строителям коммунизма, – остается лишь пенять нашему методисту. – Ведь сквернословие, как и другие «родимые пятна», оставшиеся нам в наследство от тяжелого прошлого, роняет достоинство советского человека».

Вот и все, и все вроде бы правильно, но этот поучающий, вызывающе-менторский тон!.. Мы шли к коммунизму, но не дошли. Как думаете – хорошо это или плохо?

Пресс-служба ГАНИКО


 

Мы шли в коммунизм // Северная правда. 2019. 11 сентября. С. 19
Мы шли в коммунизм // Северная правда. 2019. 11 сентября. С. 19 

Назад