Год 1944-й. «Северная правда» в поиске «соответствующих кадров»

В предыдущем очерке мы рассказали о метаморфозе, происшедшей с «Северянкой» и о редакторе газеты тов. Казакове, все еще занимавшем свой пост. Однако у старого/нового секретаря Костромского горкома/обкома тов. Кондакова за предыдущие 1941-44 годы, вероятно, накопилась к Николаю Алексеевичу критическая масса претензий. Замена ему нашлась быстро, и уже 11 октября 1944-го немногочисленный коллектив обновленной газеты знакомился с приказом № 1, который звучал так: «1. В соответствии с решением Секретариата ЦК ВКП(б) сего числа приступил к исполнению обязанностей ответственного редактора областной газеты «Северная правда». 2. Временно исполняющего обязанности редактора областной газеты «Северная правда» тов. Казакова с сего числа назначаю своим заместителем. Хачатуров».

Как видим, редактор нам был прислан нам распоряжением «свыше», но это вряд ли произошло без предварительного согласования с главой области. С другой стороны И.А.Хачатуров являлся вполне достойной кандидатурой на ответственный пост.

Вот что о нем известно. Родился Иван Арсентьевич в 1912 году в г. Пятигорске Северо-Кавказского края. Национальность – армянин. Происхождение его было вполне «благонадежное»: отец – рабочий-каменщик, мать – домохозяйка, в большой семье было три брата и две сестры. Член ВЛКСМ с 1927-го, ВКП(б) – с 1939-го. Образование – высшее. По-видимому, заочно окончил Ленинградский институт журналистики (газетное отделение) в 1934 году.

Трудиться Иван Арсентьевич начал в аппарате Пятигорского горкома партии – заведующим отдела пионеров, затем – заведующим отдела газеты «Ленинские внучата» (г. Ростов-на-Дону). После окончания института работал заместителем редактора, после редактором газеты «Магнитогорский комсомолец». В 1935-36 гг. служил в РККА, вышел в запас командиром взвода.

Демобилизовавшись и вернувшись в Пятигорск, занял должность заместителя уполномоченного Центрального Совета союза РАБИС  (работников искусств) по Северо-Кавказскому краю, затем преподавал в средней школе историю СССР, а после в этой же школе директорствовал. В 1941-42 гг. Хачатуров являлся слушателем Высшей партийной школы (г. Москва), а затем в течение 3 лет возглавлял газету «Грозненский рабочий».

Как мы уже знаем, в сентябре 1944-го 32-летний Иван Арсентьевич возглавил «Северянку» и окончательно определился с профессией, в следующем году он зафиксировал в автобиографии – журналист, стаж 8 лет. Вовсе не для того, чтобы бросить тень на редактора, а чтобы объяснить причину оставления им должности, сообщаем: в декабре 1948 года он был снят с поста, как «скомпрометировавший себя в быту». Более того, постановлением бюро обкома тов. Хачатуров был даже исключен из партии, но в 1949-м решение было изменено, его вернули в ряды ВКП(б), но вынесли выговор с занесением в личное дело «за антипартийное поведение в быту».

Впрочем, нам не стоит жалеть проштрафившегося руководителя. Дело в том, что вот уже два года, уволенный из «Северной правды» Иван Арсентьевич, начальствовал областным краеведческим музеем, демонстрируя тем самым, что партийная номенклатура своих не бросает. А вскоре его дела и вовсе пошли на поправку. В 1950-54 гг. он трудился начальником областного отделения полиграфии и издательств, затем – заведующим организационно-инструкторским отделом облисполкома. В 1962-64 гг. возглавлял Костромской сельский облисполком (был и такой!), а после, в течение 11 лет являлся секретарем Костромского облисполкома! На пенсию И.А.Хачатуров вышел в 1975 году…

Но мы возвращаемся в осень 1944-го, когда тов. Кондаков подготовил и отправил в столицу письмо, которое, пожалуй, следует привести целиком:

«Управление кадрами ЦК ВКП(б) тов. Шаталину.

В соответствии с решением ЦК ВКП(б) с 26 сентября начала выходить Костромская областная газета «Северная правда».

Аппарат редакции областной газеты совершенно не укомплектован. Из общего штата в 37 человек имеется в наличии: редактор и три литсотрудника. Все наши усилия подобрать на месте хотя бы часть работников в редакцию ни к чему не привели, так как в области нет соответствующих кадров.

Костромской обком ВКП(б) просит Вас оказать помощь в укомплектовании областной газеты, направить на работу в область группу газетных работников для использования их на руководящей газетной работе: зам. редактора, ответственного секретаря, зав. партийным отделом, зав. отделом пропаганды, зав. сельхозотделом и зав. промышленно-транспортным отделом.

Обком партии просит дать указания Ярославскому, Горьковскому и Ивановскому обкомам ВКП(б) о выделении по 2-3 товарища из аппарата областных газет для укомплектования костромской областной газеты.

Секретарь Костромского обкома ВКП(б) Кондаков. 20.10.1944 г.»

На этой бумагой надо бы порассуждать. Очевидно, во-первых, что «опальный» редактор Н.А.Казаков успел подписать и выпустить несколько номеров областной газеты. Второе: если, как указывает тов. Кондаков, «в области нет соответствующих кадров», то кто же и как же издавал тогда газету городскую? Представляется, что опытный партаппаратчик Александр Андреевич, согласно укоренившейся практике, просто-напросто плакался и прибеднялся, стараясь заполучить профессиональных журналистов для новой газеты. Непонятно только, помогли ли и в какой мере эти «заклинания». Ведь, честно говоря, трудно себе представить, что сложившиеся специалисты, руководители отделов решились бы оставить свои «стабильные» редакции и рвануть в Кострому ради газеты недавно образованной области. Хотя…

Тем временем и тов. Хачатуров времени зря не терял. Уже спустя несколько дней после его вступления в должность появился приказ № 2 от 16 октября. Начинался он так: «Нижепоименованные сотрудники городской газеты зачисляются с 1 октября с.г. в штат областной газеты «Северная правда». На работу были приняты: ответственный секретарь, двое «врио» – главный бухгалтер и зав. промышленно-транспортным отделом, два литсотрудника с испытательным сроком, завхоз, машинистки-радистки, корректоры, учетчик отдела писем, уборщица, выпускающий и курьер. Итого17 человек. Думается, что «варягов» в этом списке было немного, местные «кадры» сыскать все же удалось.

Несмотря на некоторые «проблемы роста» – одному из литсотрудников был вынесен строгий выговор с предупреждением за появление на работе в нетрезвом виде, а другой литсотрудник из вновь принятых «за невыполнение заданий редакции и за недисциплинированность» был и вовсе уволен – комплектование штата продолжалось. Приказом от 23 ноября заместителем редактора «Северянки» был назначен т. Абатуров К.И. (о котором мы намерены рассказать далее), а уступившего ему место Н.А.Казакова понизили до ответственного секретаря редакции.

До конца 1944-го редактором газеты были изданы еще ряд приказов. Один из них касался установления новых, повышенных ставок для некоторых, в основном, малооплачиваемых сотрудников, другими распоряжениями на должности назначались заведующие отделами: промышленно-транспортным, леса и топлива, а также – писем.

Таким образом, жизнь редакции понемногу налаживалась. Областная газета «Северная правда» готовилась вступить в победный для страны 1945 год.

Пресс-служба Государственного архива новейшей истории Костромской области (ГАНИКО)

И.А.Хачатуров
 


 


 


 

Год 1944-й. «Северная правда» в поиске «соответствующих кадров» // Северная правда № 16. 2020. 22 апреля. С. 28
Год 1944-й. «Северная правда» в поиске «соответствующих кадров» // Северная правда № 16. 2020. 22 апреля. С. 28

Назад