Берегись… «Северянки»! «Ничего не жаль»?

Перед нами дело под № 468, в котором собраны документы за весь 1945 год, относящиеся к сектору печати, входившему в состав отдела пропаганды и агитации Костромского обкома ВКП(б). Дело включает 98 листов – подписные лимиты на печатные СМИ, списки редакторов «районок», справки о состоянии газетных витрин, письма о работе цензуры и… пятистраничный план работы редакции «Северная правда» на период весеннего сева. Но в данной статье нас интересует вовсе не этот «прожект»…

Надо сказать, что с формированием сектора печати на его сотрудников были возложены обширные и хлопотные обязанности. Особую сложность для не слишком подготовленных «литературно» инструкторов с точки зрения трудозатрат и, прежде всего,  «бумаготворчества» представляли собой обязательные периодические обзоры материалов районных газет новообразованной области. И вот, вероятно для того, чтобы задать тон этой работе, составление первого такого обзора партийные функционеры имели неосторожность возложить на тов. Абатурова.

Вы, вероятно, предложите рассказать – кем же был «по жизни» данный товарищ? Это мы узнаем из его анкеты, где прописано, что Константин Иванович, родившийся  в 1911 году, происходил из семьи крестьянина-середняка, первоначальное образование получил в сельской школе. Трудился портным у кустаря, сначала учеником, затем – рабочим. Потом вступил в комсомол и пошел «в рост»: стал счетоводом колхоза, секретарем сельсовета. Далее обучался, но заочно, в двух специализированных вузах – во Всесоюзном институте журналистики им. «Правды» и Ленинградском институте журналистики, однако его образование по каким-то причинам осталось «незаконченным высшим». Так или иначе, но тов. Абатуров круто изменил поприще – в 1930-х годах становится литработником, после – заведующим сельхозотделом и, наконец, заместителем редактора газеты «Буйский ударник». А вместе со вступлением в ряды ВКП(б) он получил в придачу и руководство галичской газетой «Северный колхозник». В 1944-м Константин Иванович, послужив заведующим сектором политпросветработы при Ярославском обкоме ВКП(б) и, кажется, окончив центральные газетные курсы при ЦК партии, занял осенью того же года должность заместителя редактора «Северной правды». Которым (забегая несколько вперед) и оставался вплоть до 1956-го, пересевши впоследствии в кресло директора областного книжного издательства.

Помните, в прошлой статье мы знакомили читателей с «просительным» письмом секретаря Костромского обкома А.А.Кондакова в ЦК ВКП(б) о подыскании «на стороне» квалифицированных кадров для вновь образованной областной «Северянки»? И что же? Искали-искали, и на второй по значимости в редакции пост нашли своего же земляка, ведь Абатуров, несмотря на определенную созвучность его фамилии с фамилией ответственного редактора газеты И.А.Хачатурова, был вовсе не армянином, как Иван Арсентьевич, а русским, притом уроженцем деревни Глазово Буйского уезда Костромской губернии.

Так вот, в начале 1945-го, будучи зам. редактора «Северной правды», К.А.Абатуров не без энтузиазма взялся за составление «Справки о работе районных газет» за минувшее полугодие, а местных изданий в ту пору насчитывалось аж 30 единиц! И выполнил порученное ему с безусловным знанием дела, подобающим профессиональному журналисту с 12-летним стажем, разнеся своих коллег, что называется, «в пух и прах»…

Свой пространный обзор «зам» начинает, впрочем, с похвалы газете «Буйский ударник» (в которой еще недавно трудился сам) за неплохое освещение хода выполнения плана заготовок с/х продукции. Одобряет он и «контент» газеты «Голос стахановца» (Нея), публикующую «Доску почета» с обнародованием названий лучших по хлебопоставкам колхозов. Также хвалит Абатуров заметку, которой «предпослана шапка»: «Хлеб – это оружие победы над врагом!». Добрых слов удостаивается и «Ленинская правда» (Сусанино), за то, что в ней печатается много местных материалов. Вот лишь некоторые заголовки таких статей: «Своевременный обмолот – залог успеха в хлебосдаче», «Ни дня не медлить с подъемом зяби» и «Хлеб – наша крепость». В то же время рецензент отмечает «никчемные заметки», попадающие изредка в рубрику «Партийная жизнь».

Далее же Константин Иванович почти на четырех страницах буквально громит макарьевскую районку под названием «На лесном фронте», которая «неряшливо, плохо делается». Газетой «не замечен» 50-летний юбилей местного ремесленного училища, не печатаются обзоры «На фронтах отечественной войны». «Крупнейшим недостатком» издания, полагает обозреватель, является отсутствие передовых и констатирует, что редактора тов. Д-ва, «выручают ножницы и клей», имея в виду тотальные «заимствования» из центральных изданий. Газетчик из Костромы находит такие перлы: «чесотка тела животного крайне неудовлетворительная», спрашивает – куда подевался предлог «для» в заголовке «Красной Армии ничего не жаль» (в заметке о подписке на денежно-вещевую лотерею), замечает, что «овчарница»  названа редакцией «овчаркой».

Обрушивается Абатуров и на статью «О любви к своему городу», «написанную в мрачных красках». И мы готовы согласиться с нашим «северянином», прочитав такие строки: «Из года в год наш город становится все мрачнее. Кирпичные здания разрушаются, крыши продырявились, деревянные строения рушатся… Сады запущены, на улицах ямы…». Константин Иванович полагает, что в годы войны «такой, с позволения сказать, материал нужен… враждебным элементам». А «на закуску» рецензент резонно

удивляется, как это газета, именуемая «На лесном фронте», ничего не пишет о лесе.

Издание «Колхозник» (село Семеновское, ныне – Островское) «поверхностно освещает вопросы сельского хозяйства», «нет… острой критики недостатков», почти ничего не пишется о том, что в районе неудовлетворительно идет ремонт тракторов. Кроме того, «Колхозник» допустил серьезную ошибку, «не напечатав доклад товарища Сталина от 6 ноября» (доклад от 06.11.1944 года по случаю 26-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции – авт.)».

Павинской газете «Колхозный клич» (редактор тов. Ч-на) достается за то, что от ее полос «веет скукой», редко освещаются вопросы партийной и комсомольской жизни. Обозреватель испытывает чувство обиды от таких, скажем, строк в заметке «Лучших премируют»: «За хорошую работу тов. Ипатова колхоз премировал рубашкой и брюками». А еще редакция вводит новые термины, называя жнецов, работающих на лобогрейках и косилках, «машиноводителями». Абатурова вполне обоснованно коробит от таких вот объявлений: «В колхозе «1-ое Мая»… проживает жеребенок вороной масти в возрасте 2 лет и кобылка каряя 2 лет» или «В Павинской редакции 19 июня 1944 года потерялась из села Павино корова в возрасте 3 лет, черная, белоголовая с рогами и черными кругами вокруг глаз». «Коли «в редакции потерялась корова», – резюмирует обозреватель, – то не исключена возможность такой же участи и для редактора»…

«Вывод один: районные газеты нуждаются в серьезной перестройке (знакомый термин, не правда ли? – авт.) своей работы», – итожит Константин Иванович. И завершает свой анализ пожеланием, чтобы коллеги на местах помогали партийным организациям «в решении важнейших задач, продиктованных военной обстановкой».

Трудно сказать, понравилась и впечатлила ли партаппаратчиков данная «Справка», но дальнейшие обзоры районок, исполненные К.И.Абатуровым или любым другим сотрудником «Северной правды», в архивных документах не обнаружены.

Пресс-служба Государственного архива новейшей истории Костромской области (ГАНИКО)

К.И.Абатуров
 


 


 

Берегись… «Северянки»! «Ничего не жаль»? // Северная правда № 19. 2020. 13 мая. С. 24
Берегись… «Северянки»! «Ничего не жаль»? // Северная правда № 19. 2020. 13 мая. С. 24

Назад