1941. Последний год мира, первый год войны

К 80-летию начала Великой Отечественной войны

Воскресным днем 22 июня 1941 года по Всесоюзному радио, прервавшему свои обычные передачи, услышали советские граждане правительственное сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Глубокой болью и тревогой за судьбу страны, родных и близких отозвалась эта весть в сердцах людей. И какого было осознавать костромичам, слушавшим тогда радио, что кто-то из их родных, близких или знакомых возможно уже сложили свои головы, ранены или попали в плен? Ведь тысячи костромичей, проходивших службу в частях приграничных военных округов, в первые же часы войны приняли удар на себя.

В первые же дни войны в Костроме, других городах, в поселках городского типа, во многих селах и деревнях, на фабриках и заводах, в МТС, леспромхозах, в учебных заведениях состоялись массовые митинги протеста против фашистской агрессии, прервавшей мирный труд людей. Рабочие, крестьяне, интеллигенция, студенты, учащиеся гневно осуждали вероломство немецких захватчиков и с большим патриотическим подъемом выражали решимость бороться с врагом. «Мы готовы по первому зову правительства, - заявили на митинге рабочие фабрики «Знамя труда», - встать на защиту нашей социалистической Родины и твердо уверены в том, что зарвавшийся фашизм будет разбит н уничтожен».

Уже 22 июня в европейской части страны было введено военное положение и объявлена мобилизация граждан 1905-1918 гг. рождения в 14 военных округах, в том числе и в Московском, в состав которого входили Кострома и районы нынешней Костромской области.

Не дожидаясь призыва в армию, тысячи людей разных возрастов в Костроме и районах обращались в горком, райкомы партии и комсомола, райисполкомы, военкоматы с просьбой отправить их на фронт.

В первые месяцы войны в Костроме были проведены восемь партийных мобилизаций. На фронт ушли 2 тысячи коммунистов – почти половина всего состава городской организации. Прошли мобилизации коммунистов и в сельских районах. От 50 до 75 % своего состава направили на фронт Красносельская, Нерехтская, Судиславская, Нейская и другие партийные организации. В первые же дни войны ушли на фронт свыше 32 тысяч комсомольцев-костромичей.

Под руководством центральных и местных партийных и государственных органов началась перестройка всей жизни на военный лад. Территория нынешней Костромской области была признана прифронтовой зоной. Как сообщала 29 октября 1941 года газета «Северная правда», в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) и в интересах сосредоточения всей гражданской и военной власти и установления строжайшего порядка в Костроме и прилегающих к ней районах был создан Комитет Обороны г. Костромы. Его председателем стал секретарь горкома ВКП(б) Б.А. Новожилов. В состав Комитета вошли председатель исполкома городского Совета А.П. Виноградов, начальник горотдела НКВД М.М. Лебедев, комендант г. Костромы Н.Н. Рудницкий.

Комитет руководил обороной города и созданием боевых формирований. Для охраны предприятий и учреждений был организован истребительный батальон. Стало формироваться народное ополчение, в ряды которого записалось около 8 тысяч жителей города. Из Костромы и 11 районов 40 тысяч человек в труднейших условиях, подвергаясь налетам вражеской авиации, строили оборонительные сооружения под Москвой, Ленинградом, Рыбинском, в Калининской области и других местах.

С осени 1941 года было введено всеобщее обязательное военное обучение населения. При военкоматах и на предприятиях стали действовать пункты всевобуча. Военное обучение проводилось и в учебных заведениях. В Костроме и районах области развернулась подготовка автоматчиков, минометчиков, снайперов, шоферов, лыжников, медсестер.

Но, безусловно, главной заботой советских и военных органов стало проведение мобилизаций и призывов, формирование частей и соединений и их отправка на фронт.

Одну из первых костромичи отправили на фронт 118-ю стрелковую дивизию. Ее формирование началось еще в начале 1940 года. Командиром дивизии назначили генерал-майора Николая Михайловича Гловацкого, начальником штаба – полковника Владимира Иосифовича Мизицкого. Известие о нападении фашистской Германии на СССР застало дивизию в учебном центре в Песочном Костромского района. За один день ее привели в боевую готовность и в течение 24-28 июня железнодорожными эшелонами отправили из Костромы на фронт.

Коротким, но полным героизма и трагизма был боевой путь 118-й стрелковой дивизии. В течение трех месяцев она вела непрерывные кровопролитные бои, трижды попадая в районах Пскова, Гдова и Раквере в окружение, выходила и снова вступала в бой с гитлеровскими войсками, защищая Ленинград на дальних и ближних рубежах обороны. Из 14 тысяч костромичей и ярославцев, воевавших в этой дивизии, немногим было суждено вернуться с полей сражений.

Летом 1941 года, когда обстановка на фронте приняла угрожающий характер, государственное и военное руководство приняли срочные меры по организации новых частей и соединений. Буквально в течение месяца в Костроме была сформирована 285-я стрелковая дивизия. Командиром ее был полковник П.И. Киселев, начальником штаба – полковник З.Х. Гареев, военным комиссаром – старший батальонный комиссар М.А. Брагин. Днем рождения дивизии считается 10 августа 1941 года, когда на окраине Костромы в районе железнодорожной станции состоялся ее боевой смотр. А четыре дня спустя костромичи провожали воинов на фронт, давая наказ беспощадно громить врага. Прибыв на Ленинградский фронт, дивизия с конца августа 1941 года и до начала 1944 года вела в районах Волхова, Тихвина, Кириши, Любани тяжелые оборонительные бои.

Дальнейшее обострение обстановки на советско-германском фронте в конце лета-осени 1941 года потребовало от военного руководства создания дополнительных боевых резервов. В октябре 1941 года в лагере Песочное, близ Костромы, завершилось формирование 328-й стрелковой дивизии, командиром которой был назначен полковник П.А. Еремин, начальником штаба – полковник Н.В. Николаев, военкомом – полковой комиссар Д.И. Малков. С декабря 1941 года дивизия в составе 10-й армии участвовала в Московском контрнаступлении, освободив ряд городов и населенных пунктов.

Значительным событием в жизни нашего края стало формирование осенью 1941 года Ярославской коммунистической дивизии. В этот период от коллективов Костромского льнокомбината имени В.И. Ленина, крупнейших предприятий Ярославля и Рыбинска поступило предложение сформировать из добровольцев, коммунистов и комсомольцев дивизию для защиты военных объектов области. 15 октября Государственный Комитет Обороны разрешил ярославцам сформировать сверхплановую стрелковую дивизию. Это известие вызвало в области большой патриотический подъем. В первые же дни 74 студента Костромского текстильного института подали заявление о зачислении в дивизию. Пришли в дивизию добровольцы-студенты индустриального техникума и учащиеся 10-х классов школ Костромы. Всего костромичей в дивизии насчитывалось более 3 тысяч человек. Общая численность дивизии составила около 12 тысяч человек, из них более 5300 коммунистов н почти 2500 комсомольцев.

В годы Великой Отечественной войны Кострома стала не только местом формирования воинских частей и соединений, но и крупным центром подготовки офицерских кадров. В связи с приближением фронта в августе 1941 года началась эвакуация из Ленинграда в Кострому Военно-транспортной академии. За годы войны академия сделала 8 выпусков слушателей основных факультетов, 13 выпусков курсов усовершенствования начальствующего состава и 2 выпуска курсов лейтенантов, направив в армию 5314 офицеров.

С августа 1941 года в Костроме стало действовать одно из старейших учебных заведений – Ленинградское военно-инженерное училище. Оно разместилось в военном городке № 1 на улице Красноармейской.

В годы войны Кострома стала местом подготовки и артиллеристов. Сюда в августе 1941 года было эвакуировано 3-е Ленинградское артиллерийское училище. За годы войны училище выпустило более 10 тысяч офицеров, среди которых были и костромичи. За счет его выпускников комплектовался офицерский состав формировавшихся в Костроме 283-го и 293-го гаубично-артиллерийских полков.

В августе 1941 года с Ленинградского фронта в Кострому эвакуировали курсы младших лейтенантов инженерных войск. За время их пребывания в Костроме курсы окончили около 2 тысяч офицеров инженерных войск.

Тысячи и тысячи жизней костромичей унесла война. Немало оказалось и раненых, искалеченных и заболевших. По этим причинам из армии в годы войны демобилизовали более 40 тысяч костромичей или 15 % всех призванных. А в целом по стране демобилизованных по ранению и болезням в 1941-1945 гг. насчитывалось около 4 млн человек или почти 13 % мобилизованных. Такое огромное количество раненых вызывалось масштабами и характером войны, использованием новейших видов вооружения. Все это потребовало развертывания в тыловых районах страны многочисленной сети военных госпиталей различных типов.

В годы войны на территории нынешней Костромской области были сформированы около 50 эвакогоспиталей, из них 34 – в Костроме, остальные в Шарье, Нерехте, Буе, Галиче, Мантурове, Нее. Постоянную дислокацию в Костроме имели 10 госпиталей, в которых работали лучшие врачи города.

Многие женщины и девушки Костромы, других районов области добровольно вызвались ухаживать за ранеными солдатами и офицерами, безвозмездно отдавали им свою кровь. Большой размах получило шефство над госпиталями. Советские, партийные, профсоюзные и комсомольские организации Костромы и районов делали все, чтобы создать наилучшие условия больным и раненым воинам.

Хорошо поставленная лечебная работа, постоянная забота и внимание обеспечивали возвращение в строй более 70 % раненых. Только в костромских госпиталях за годы войны прошли лечение около 50 тысяч солдат и офицеров.

Разнообразную помощь фронту оказывали и труженики тыла. Под руководством партийных, советских и хозяйственных организаций осуществлялась перестройка экономики нашего края на военный лад. Промышленные предприятия Костромы, Макарьева, Галича, Шарьи, Нерехты, Неи, Солигалича полностью перешли на выпуск военной продукции: боеприпасов, пироксилина из отходов клетчатки, боевых катеров, барж, аэросаней, походных кухонь, технических тканей, пулеметной ленты, авиационной фанеры. За короткий срок на костромских предприятиях изготовили более 33 тысячи пар лыж. Начали давать продукцию и эвакуированные в Кострому Смоленский льнокомбинат, Ржевский механический завод и другие предприятия.

В промкомбинатах, стали делать заготовки к ружейным прикладам, повозки военного назначения, зарядные ящики, лыжи, котелки, лопаты, другой шанцевый инструмент. В Костроме и райцентрах на обувных и швейных фабриках, в промкомбинатах, артелях, мастерских выпускали для армии кожаную и валеную обувь, шили обмундирование, белье, полушубки, шапки, маскировочные халаты, комбинезоны, шлемы, подшлемники, рукавицы, вещевые мешки и многое другое, в чем нуждались бойцы.

Костромичи, не жалея своих сил, трудились для фронта. Развернулось соревнование под лозунгом «Все для фронта! Все для победы над врагом!». К станкам, вместо ушедших на войну, вставали пенсионеры, женщины, домохозяйки и подростки, срочно подготовленные на курсах, в ремесленных училищах, в школах ФЗО. Росло число рабочих, выполнявших по две-три нормы в день. Широкую поддержку получил девиз: «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт».

Особенно большие тяготы в годы войны легли на плечи тружеников сельского хозяйства. В деревне резко сократилось число трудоспособных мужчин. Их заменили женщины, ставшие руководить колхозами и бригадами, севшие за руль трактора или штурвал комбайна. Вместе со взрослыми самоотверженно трудились подростки и школьники.

Благодаря самоотверженному труду колхозников увеличились посевные площади и поголовье скота, выросла его продуктивность. Костромское крестьянство внесло свой вклад в снабжение армии, промышленности, рабочих, городского населения продуктами питания и сырьем.

О высоком патриотизме костромичей свидетельствовала разнообразная и все возрастающая помощь фронту. За годы Великой Отечественной войны трудящиеся Костромской области внесли в Фонд обороны более 32 млн рублей, собрали на строительство танков и самолетов почти 60 млн рублей, отправили бойцам около 350 тысяч теплых вещей, 234 тысячи индивидуальных и групповых посылок. На деньги, собранные костромичами, построены самолеты авиасоединений «Ярославский комсомолец», имени Чкалова, танковые колонны имени Ивана Сусанина, Юрия Смирнова, «Народный учитель».

Костромичи активно помогали семьям фронтовиков. Большую заботу они проявляли об эвакуированном населении, размещенном в Костроме и районах области. В наш край прибыли более 10 тысяч детей-ленинградцев, многие из которых остались без родителей. Городской комитет обороны организовал их размещение и устройство быта. Было открыто 98 детских домов и 17 интернатов, в которых жили и воспитывались дети, потерявшие родителей. Над школами, детдомами, интернатами, где жили и учились эвакуированные дети, взяли шефство комсомольские организации.

Почти четыре года продолжалась Великая Отечественная война. 1941-й год оказался рубежным, став последним в череде мирных лет и первым в эпохе военного лихолетья. Неимоверно тяжело досталась нашему народу, в том числе костромичам, Победа в этой страшной войне. В этот суровый период ярко раскрылись лучшие черты наших людей: их патриотизм, несгибаемая вера в победу, трудолюбие, поразительная выносливость и способность преодолевать любые трудности.

Слава всем героям, каждый день на фронте и в тылу приближавшим Победу!

 По материалам Книги Памяти Костромской области

Назад