Документ: «чугун, железо, ведра, битоны…»

Стоит ли обращать взор к середине первого тысячелетия нашей эры, оценивая поступки древнегерманского союза племен, именуемых вандалами, с тем, чтобы обнаружить истоки варварства? Известно, что эти самые вандалы некогда захватили Рим, но действительно ли они уничтожали культурные ценности или просто разграбили город? Так или иначе, но и в отечественной, и даже в региональной истории мы можем, увы, отыскать факты бескультурья и дикости, об одном из которых расскажем ниже…

В ноябре 1928 года Костромской губернский комитет КОВ (крестьянского общества взаимопомощи, помните?) разослал «веером» письмо-распоряжение всем уездным комитетам КОВ.

В нем было вот что: «Дорогие товарищи! Дальнейший рост народного хозяйства и строительства в значительной степени зависит от состояния металлической промышленности, развитие которой задерживается в последнее время недостатком сырья. Одной из мер устранения означенного недостатка есть сбор всего лому, находящегося в разбросанном виде в крестьянских хозяйствах и разного рода у кооперативных организаций (чугун, железо, ведра, битоны (так в тексте – авт.), поломан. машины и их части)». Потому директива предлагала, во-первых, «провести работу по сбору среди членской массы» общества, а еще – «втянуть в это дело весь крестьянский актив, чтобы последний в первую очередь сдал лом, находящийся в его хозяйстве». И, конечно, следовало передать весь лом, принадлежащий самим кресткомам, к которому отнесли «испорченные машины, части их, старые оси и самогонные аппараты (!)». Очевидно, что губернское руководство КОВ было не лишено чувства юмора…

На средства, вырученные за металл, рекомендовалось приобрести облигации займа индустриализации или потратить на социально-культурные нужды своей деревни. Сдавать же весь собранный материал следовало на склады Рудметаллторга.

Надо бы сообщить, что еще в 1922-м сласти организовали государственный трест Металлоторг (впоследствии – Рудметаллторг), поставив ему задачей поставки лома на экспорт, что приносило молодому государству неплохой доход, причем в иностранной валюте. Тресту разрешалось покупать и продавать лом в России и за границей, открывать оптовые склады и представительства. Но в 1927-1928 годах вывоз за кордон прекратился – у развивающейся отечественной металлургии появился спрос на вторсырье, вследствие чего возник дефицит. Мелкие промышленные предприятия не желали сдавать государству металл безвозмездно, но и не продавали его, опасаясь изъятий и реквизиций. Результатом стало взвинчивание цен, и сдавать, а точнее продавать лом стало выгодно.

Другое дело, что металлического вторсырья в деревне изначально было немного, а к концу 20-х его в уездах не осталось вовсе. Так, в частности, Мантуровский волостной комитет КОВ в ответ на письмо из центра сообщает: «Имевшийся в ВОЛКОМе весь старый лом сдан Госторгу до получения вашего распоряжения. В сельских комитетах КОВ, ввиду их неокреплости и маломощности, лома не имеется».

Как мы указывали в одном из предыдущих материалов, в начале 30-х крестьянские общества взаимопомощи фактически прекратили свое существование, однако задача по сбору стратегического ресурса – металлолома – никуда не делась. Только теперь ее решение в приказном порядке возложили на райисполкомы. Вот выписка из протокола совещания в Чухломском РИК от 06.01.1931г., где заслушивались заготовители о выполнении ими контрольных заданий. Постановили: разработать план по сбору лома и разбросать объемы по предприятиям района, председателям сельсоветов под личную ответственность отслеживать выполнение плана заготовок.

Наиболее же любопытны два заключительных пункта протокола. Последний гласил: «Обязать инспекцию Наробраза (местного комитета народного образования) о даче по школам указания в части развертывания работы по сбору металлолома». Так вот с какой поры пошло добровольно-принудительное привлечение школьников к металлическому, а после и бумажному «собирательству»! Впрочем, это дело такое – не злое и может быть даже полезное для привития молодежи хозяйственных навыков.

Но вот предыдущий пункт… Зажатый между двумя «металлоломными» параграфами, он звучал так: «Предложить горсовету оформить существующее положение об уборке могильных памятников с закрытого кладбища г. Чухломы». Нет сомнения, что старый городской некрополь с его «богатыми» металлическими оградами почтенных могил был ограблен вандалами образца 30-х годов с целью выполнения плана по сбору-сдаче металлолома. А еще, думается, что не пропала зазря и пошла в дело также и часть каменных (гранитных, мраморных) плит.

Так что, граждане, варварство, может быть дело древнее и европейское, но вот безнравственность и бездуховность – это уже из недавнего прошлого, и оно, увы, доморощенное.

Статья «Документ: «чугун, железо, ведра, битоны…» на новостном портале K1NEWS.


 


 


 


 


 


 

Назад