«Северная» сага: о чем (не) писала газета полвека тому назад?

А не совершить ли нам, товарищи, вылазку или, используя сленг советских лет, марш-бросок к рубежу 1960-70-х? Тем более что есть прекрасный повод – в фондах нашего архива обнаружился ряд отчетов разных лет о работе с письмами, поступившими в редакцию «Северянки» от рабочих, служащих, колхозников, учащихся, трудящихся и пенсионеров, то есть, от многих тысяч земляков, проживавших в наших палестинах…

В отчетные годы газету возглавлял Владимир Александрович Тупиченков – участник Великой Отечественной и войны с Японией, фронтовик, имевший ранения и награды, затем комсомольский и партийный ответственный работник, впоследствии глава ветеранской организации региона, Почетный гражданин Костромской области. Одним словом, в 1969-74 годах «Северная правда» состояла в ведении опытного, идеологически подкованного руководителя, к тому же прекрасно понимавшего, о чем и в каком ключе писать надо, а какие материалы следовало печатать с осторожностью, в дозированных объемах, избегая (чтобы самому не пораниться!) острых углов.

Взять, например, ту же самую корреспонденцию редакции. Ее можно было поделить на письма хвалебные либо ругательные, на вносящие предложения или вскрывающие недостатки. А еще послания бывали анонимными, что в ту пору являлось привычным делом и не мешало учитывать изложенные в них факты. Ежемесячно газета получала около 1000 писем, летом-осенью меньше, а больше – зимой-весной. Это по-человечески понятно, ведь что делать долгими холодными вечерами, без еще не вошедшего в обиход компьютера, да с телевизором лишь с двумя каналами вещания? Писать! А в марте 1970-го был поставлен, возможно, абсолютный рекорд – в здание, что по ул. Симановской, 24 почта доставила 1580 конвертов и бандеролей!

В каждом отчете, направленном в обком, указывалось число как поступивших, так и использованных писем – напечатанных целиком или частично, вошедших в рубрики «Панорама костромской жизни», «Почта этих дней», «Народный контроль действует» или в сатирическую «Волжский сквознячок», а также взятых на контроль и отправленных на места для расследования. Свыше половины писем не были обнародованы: часть из них содержали не стоившее публикации «мелкотемье», другие просто «клались под сукно». Но не приходится сомневаться, что из всего массива меньше всего места на полосах было отдано письмам, носившим критический характер. Дай Бог, чтобы читатель был ознакомлен с каждым десятым из них.

Почему? Потому, что именно такая практика отвечала политической и идеологической установке для прессы, бытовавшей в «эпоху развитого социализма»: выпукло отражать масштабные достижения и успехи страны, а если и освещать недостатки, то лишь отдельные, в порядке самокритики, еще лучше, чтобы они являлись пережитками прошлого. А скажем и более – осторожные скобочки вокруг частицы «не» в заголовке материала можно даже снять, ведь ниже мы постараемся ознакомить вас с наиболее вопиющими, порою курьезными фактами, которые газета по самым разным причинам не стала бы делать достоянием широкой общественности. Начали?

Пожалуй, одним из самых главных объектов для критики населением региона являлась торговля. Узнаем, что кондитерский цех Межевского райпо (потребительского общества) выпускает продукцию – пряник с начинкой и фруктовый сахар – низкого качества. В магазине Хмелевки Вохомского р-на обвешивают и обсчитывают. В пос. Прибрежном закрыли магазин из-за отсутствия продавца, в макарьевском промторге товары уходят «из-под прилавка». В столовой учхоза «Заволжское» блюда мало чем отличаются одно от другого. «Тефтели, котлеты, биточки, ромштекс, бифштекс делаются из одного фарша. Мало различий между бефстрогановом, гуляшом и поджаркой. Книгу предложений…не дают». И вообще, в сельской местности продают товары с нагрузкой. Из Кадыя сообщают, что у них много магазинов, торгующих вином, а продажа хлеба не организована. А вот в пос. Первушино Судиславского р-на хлеб отпускают, но он некачественный, потому что в «опару подмешивают испорченные, покрытые плесенью пряники. Сам же «пекарь приходит на работу пьяный». Мороженое в Нерехте продают без оберток. В галичском кафе «Север» грязно, неуютно, еда невкусная, часто из просроченных продуктов, в зале свободно распивают принесенные с собой спиртные напитки. Не всегда и не везде принимают стеклотару.

Отдельная «песня» – советская торговля в самой Костроме, одно сплошное нарушение правил! В ряде магазинов разбавляют сметану, плохо организована продажа молока, сбывают испорченную продукцию, где-то завышена цена мяса. В Димитровском р-не торговали яйцами по 1.50 руб. за десяток, а должны – по 1.30. Горпищекомбинат выпускает некачественные конфеты, подставка для цветов «Березка» стоит 93 копейки, а в соседних областях – 63. Пишут, что «в костромском магазине «Восток» продавали скотину по завышенной цене». В магазине № 3 по ул. Ленина после окончания торговли обнаружили 9 мешков картофеля, предназначенного для перекупщиков. В другой точке картошку отпускали только «своим и нашим». На заводе «Мотордеталь» обеды невкусные и дорогие, в закусочной «Колос», что на ВДНХ, блюда пресны и не питательны, а буфетчица обсчитывает. Почти за каждым столиком в кафе «Волжанка» употребляют принесенную из магазина водку, постоянно несется брань. Та же картина в кафе «Огонек» Заволжского р-на. Жители Черноречья и Первомайского просят убрать с улиц пивные бочки, «возле которых скапливается масса пьяниц и нарушителей общественного порядка». Большинство магазинов Костромы перешло на самообслуживание, но дефицитные товары (масло, мясо, молоко, мучные изделия) реализовывают с улицы, за ними выстраиваются очереди. Читатели интересуются – почему в продаже нет фотобумаги, сухой горчицы, жестяных крышек для банок, батареек к приемнику? Покупатели жалуются на отсутствие одежды больших размеров.

А еще земляков из прошлого «заедал быт». В дер. Яшкино Костромского района прибыли сотрудники Сусанинского КБО, приняли у селян заказы, взяли деньги и пропали уже на семь месяцев. Некачественно и не в срок исполняют работу в швейных ателье «Ласточка» и «Березка». В парикмахерских Костромы №6 и №22 могут испортить прическу и откажутся ее исправить, в «Рембыттехнике» дорого и плохо ремонтируют часы. Имел место «массовый падеж» холодильников «Бирюза-2» Красноярского завода: из-за бракованных хладоагрегатов вышли из строя свыше 400 единиц. Читатели «Северянки» указывают на антисанитарию вокруг колхозного рынка, отдыхающие сетуют, что пляжи в Костроме плохо убираются, на них много мусора и битого стекла.

Среди «призеров» по числу негативных писем – транспорт и дороги. «Подолгу приходится ждать автобусы, в часы пик он настолько переполнены, что «без штурма» не попадешь». Жители «Фанерщика» сообщают, что водители часто не берут детей, потому те опаздывают в школу. Шоферы иногда присваивают выручку, кондукторы и контролеры грубят. Таксисты дерут за проезд больше положенного, не дают сдачу. Автолюбители в Костроме строят гаражи без разрешения главного архитектора. На самых оживленных перекрестках часто не работают светофоры, покрытие многих улиц требует ремонта.

И такая вот «окрошка». В гостинице Галича командировочные пьянствуют, играют в азартные игры. В пос. Северном на углу улиц Космонавтов и Буйской огромная лужа. В Мантурове построили здание для прачечной, приобрели оборудование, а разместили в нем медвытрезвитель. В Алеево Красносельского р-на клуб часто на замке и молодежи негде провести свободное время. В Заволжском р-не пустуют парки, там редко проводятся массовые мероприятия. В совхозе «Векса» Чухломского р-на жители более двух лет не видели кино, т.к. нет киномеханика. Раньше солигаличский КБО выпускал отличные валенки, теперь их качество резко ухудшилось – не хватает и на одну зиму. Работница трудится на фабрике им. Октябрьской революции 17 лет, а семья из 10 человек (8 детей) живет на площади 14 кв. метров. Из совхоза «Космынинский» сообщают, что трудно сдать овец на мясокомбинаты. Читатели жалуются на несвоевременную доставку газет и даже телеграмм. Предновогодние письма призывают запретить рубку елок, где попало.

Пожалуй, тысячи посланий посвящены долгостроям и волоките с ремонтом домов и квартир, масса нареканий связана с работой коммунальных служб, часты жалобы на перебои в подаче электроэнергии, медленную газификацию, некачественную связь, трансляцию телевидения, радио и многими, очень многими другими проблемами. И вот только представьте себе, чтобы «Северная правда» взяла бы, да и попросту вывалила весь этот негатив на головы неподготовленных сограждан! Ни в коем случае! Наоборот, продемонстрировав по отношению к письмам государственный подход, уважаемое издание взяло на себя благородную и бесценную миссию «социального фильтра»!..

Впрочем, дело даже не в том, насколько полно некогда был отражен на полосах «эпистолярный срез бытия» образца 70-х. Если даже газета чего-то и не дописала в свое время, ну так вот, этот пробел частично восполнен. И картинка, пусть, несколько однобокая, нарисовалась, хоть и вызывает, скорее, грустноватую улыбку. Вы думаете, вашему автору смешно? Нет, это он просто в голос ностальгирует …

Олег ДЕ-РИБАС, пресс-служба Государственного архива новейшей истории Костромской области (ГАНИКО)

«Северная» сага: о чем (не) писала газета полвека тому назад?
 

«Северная» сага: о чем (не) писала газета полвека тому назад?
 

«Северная» сага: о чем (не) писала газета полвека тому назад?
 

«Северная» сага: о чем (не) писала газета полвека тому назад?
 
«Северная» сага: о чем (не) писала газета полвека тому назад?
 

«Северная» сага: о чем (не) писала газета полвека тому назад?
 

«Северная» сага: о чем (не) писала газета полвека тому назад?
 

«Северная» сага: о чем (не) писала газета полвека тому назад?
 

«Северная» сага: о чем (не) писала газета полвека тому назад?
«Северная» сага: о чем (не) писала газета полвека тому назад? // Северная правда № 27. 2021. 07 июля. С.21 (PDF, 238Кб) 

Назад