Документ: «Хочу работать художником, но без политики»

Плохо! Плохо информированы мы в той части, что касается интересных и неординарных личностей, связанных с нашим регионом. Этот документ из двух печатных листов был обнаружен в одном из пухлых архивных дел. Ознакомившись, я сложил его до поры в созданную в уголке рабочего стола папку, которую назвал «Дерзкий». И вот теперь эта самая пора настала, поскольку ныне я гораздо больше знаю об этом необычном человеке, настолько, что готов рассказать о его жизни и деятельности нашим читателям…

А было вот как! В августе 1948 года с целью прекращения партийного дела, по поручению секретаря Макарьевского райкома сотрудники оргинструкторского отдела провели беседу с тов. С-вым А.С., о содержании которой отчитались в «Докладной записке». «Изгнанного из рядов» спросили – за что исключен из партии? Ответ: «За отказ от поездки на строительство железной дороги, и еще заявил, что в партии быть не желаю». (Речь шла о дороге Кострома – Галич: на ее строительство, ввиду ужасных условий труда и быта, отказывались ехать самые идейные коммунисты). Далее из разговора, а по сути допроса, узнаем, что С-в стал большевиком в 1944 году, когда защищал Родину в составе экипажа одного из катеров типа «морской охотник» Черноморского флота. Притом в партию моряка, который, по его же словам, «очень много пил и хулиганил» приняли для перевоспитания, да еще пообещали помочь с поступлением во Всероссийскую академию художеств, что в Ленинграде. Но рекомендацию в академию наш «военмор» так и не увидел. Тогда С-в перестал платить взносы, задолжав за четыре месяца, и игнорировал партсобрания, потому что, как объяснил, «они отнимают много времени, да и болтать без дела по всяким ненужным делам я не умею, а в партии надо болтать». И добавил, что «политика – мой враг, я хочу работать художником, но без политики».

Тут уж разобиделись оргинструкторы: «Постарайтесь объяснить, в чем заключается враждебность нашей партии?» И получили ответ, что политика притупляет ум, мешает трудиться и вообще об этом он, С-в, говорить не хочет. Его спросили: «Как же вы работаете художником в Доме культуры, когда политика партии для вас враг? В ответ: «Я работаю не для того, чтобы заниматься политикой, а чтобы хорошо заработать!»

Ну не дерзкий ли? И тут с бухты-барахты «интервьюеры» задали вопрос: «Вы были в плену? Не был! Признайтесь, желали попасть в плен?». Затем так и записали: «Умалчивает». На вопрос, где партбилет, художник ответил: «Валяется дома в чемодане. Фотокарточку я оторвал и вклеил в альбом». После этого говорить стало как бы и не о чем. Беседу прервал С-в, заявивший: «…коммунистом себя не считаю… с чем и ухожу».

Посовещавшись, оргинструкторы завершили «Докладную записку» такой фразой: «Просим вашего вмешательства на передачу дела в следственные органы, так как считаем, что тов. С-в настроен против нашей партии и нашего государства».

После такого зловещего заключения впору было обеспокоиться судьбой новоиспеченного беспартийного. Выяснилось, однако, что «Книга памяти жертв политических репрессий Костромской области» искомого имени, слава Богу, не содержит. Не имеется на хранении в фондах нашего архива и соответствующего следственного дела.

Отлегло. И только тогда я догадался сделать то, с чего должен был начать. В поисковой строке набрал (раскрывая инкогнито и завершая интригу) «Слащев Александр Серапионович» и получил ссылку на несколько сайтов с макарьевской пропиской. А из них узнал, что герой нашего очерка родился 16 октября 1918 года в селе Унжа, отучился в 7-классной местной школе колхозной молодежи, работал в колхозе кузнецом, затем окончил Макарьевское лесопромышленное хозяйственное училище. В ряды Вооруженных сил был призван, будучи трактористом Унженского мехлесопункта. Великую Отечественную А.С.Слащев прошел краснофлотцем – рулевым-сигнальщиком, в конце 1943-го был тяжело ранен. Излечиваясь в госпитале, обнаружил в себе дар подлинного художника, с тех пор много и серьезно рисовал. Демобилизовался старший матрос летом 1946-го, награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией». (Теперь, полагаем, ясна вся неуместность вопроса оргинструкторов о «сдаче в плен»?). После войны трудился в ДК художником-оформителем, после – баянистом-аккомпаниатором, художественным руководителем. Самодеятельный и самобытный художник (на фото его картина «Юность маршала», где изображен молодой Д.Ф.Устинов на берегу Унжи, а рядом для сравнения – фото министра обороны СССР в его зрелые годы), а также участник и лауреат всесоюзных и областных выставок, Почетный гражданин города Макарьева Александр Серапионович Слащев скончался в 1987 году.

Олег ДЕ-РИБАС, пресс-служба Государственного архива новейшей истории Костромской области (ГАНИКО)

Статья «Документ: «Хочу работать художником, но без политики» на новостном портале K1NEWS.


 


 


 


 


 


 


 


 

Назад