За чистоту рядов

Почему Советская власть, власть большевиков, смогла удержаться в тяжелейших условиях гражданской войны в 1918-1919 годах? Разве одним террором? Нет! Устанавливая на местах Советскую власть, люди свято верили в высокие идеи равенства и социальной справедливости и самозабвенно боролись за установление нового порядка жизни. Предъявляя при этом самые высокие требования и к себе, не давая поблажек даже в мелочах. Перед нами две небольшие истории, иллюстрирующие, что понятия совести и чести были не пустыми словами для борцов за Советскую власть.

Замешана женщина

В декабре 1918 года костромской Губисполком получил из Москвы предписание направить делегацию для участия в работе I Всероссийского съезда земельных отделов, комитетов бедноты и коммун. Ожидалось выступление на нем В.И.Ленина. Костромскую делегацию на съезд формировал руководитель Губернского земельного отдела А.Р. Воронов. Своим распоряжением он утвердил состав костромской делегации, в него вошли три человека: он сам, а также два его коллеги - Неверов и Волков. Однако в Москву с перечисленными делегатами уехала и машинистка этого учреждения Щербакова. Почему эта молодая особа поехала на съезд в Москву и в качестве кого, в земельном отделе как то сразу легко догадались. Ведь ни для кого не было секретом, что Воронов и Щербакова находятся в близких отношениях. Правда, неофициальных. Чтобы прекратить все досужие разговоры и придать официальный характер совместной поездки в Москву Воронова и Щербаковой, заместитель Воронова издал распоряжение о командировании Щербаковой на Всероссийский съезд в качестве стенографистки. И даже с совещательным голосом. Правда, распоряжение это появилось через несколько дней после отъезда костромской делегации в Москву на съезд. Форма была соблюдена, но, как говорится, шила в мешке не утаишь.

После возвращения делегатов домой костромская газета «Советская газета» напечатала фельетон под заголовком «Маленькие недостатки механизма», в котором и было рассказано о данной щекотливой ситуации. Коммуниста Воронова обвинили в злоупотреблении служебным положением и не целевом расходовании бюджетных средств.

Удивительно, как молниеносно отреагировала власть на эту публикацию. В день выхода фельетона собралась Обвинительная коллегия, на которой были опрошены и делегаты и некоторые работники земельного комитета. В ходе заседания коллегии заведующего Губернским земельным отделом Воронова обвинили в преступлении по должности, выразившееся в использовании своего общественного положения для извлечения личных выгод. Кроме того, что Щербакова находится с ним в близких отношениях, говорится в постановлении, Воронов еще наделил ее специальностью стенографистки, хотя прекрасно знал о ее неграмотности в этой области. Учитывая все факты коллегия обвинителей при костромском губернском революционном трибунале постановила передать дело Воронова в суд Трибунала.

В галичском «бардачке»

Вторая история произошла в Галиче. Летом 1919 года на улице этого городка встретились два большевика: член Уездного исполкома Данилов, и начальник галичской милиции Васильев. На вопрос куда ты направляешься, начальник милиции с улыбкой ответил: «Да надо зайти в ваш бардачок». «Это куда, в какой бардачок»?, не понял Данилов. «К вам в Уисполком», пояснил Васильев.

Данилов был настолько ошарашен таким ответом, что сразу же рассказал обо всем председателю Галичского Уисполкома Н.А.Ледневу. Тот ожидаемо оскорбился высказыванием начальника городской милиции и написал жалобу в Бюро Галичской организации РКП(б), в которой поставил вопрос ребром: если Васильев, при его таком отношении к Уисполкому, останется его членом, писал Лендев, то он, как председатель Уисполкома, покинет этот орган в знак протеста.

Галичское РКП (б) отреагировало на эту жалобу сразу. 16 июня состоялось общее партийное собрание на котором рассматривался этот вопрос. Присутствующий на собрании Васильев не отрицал своих слов, пытался оправдаться, но поддержки у товарищей по партии не нашел. И после выступления нескольких ораторов, с негодованием клеймящих Васильева за его слова, партийное собрание постановило: учитывая, что подобные оскорбительные выражения Васильева, не подтвержденные фактами, подрывают основы Советской власти и авторитет и достоинство партии большевиков, донести их до сведения губернского парткома, ЦК РКП(б) и руководства НКВД, который Васильев здесь представляет. Потребовать отозвать Васильева из Галича для привлечения к законной ответственности перед партийным и гражданским судом.

А партийный суд Галичской уездной организации большевиков над начальником городской милиции состоялся 27 сентября 1919 года в Галиче. Судьи Дратвин, Вигский и Налимов разбирались в деле члена партии А.Р.Васильева, обвиняемого в оскорблении уездного исполнительного комитета, недостойно сравнившего его с «Бардачком». Обвиняемый на заседание суда не явился. После короткого обсуждения и учитывая все обстоятельства (прежние заслуги т. Васильева перед партией), суд, руководствуясь коммунистической совестью (так написано) постановил исключить начальника городской милиции из партии на 6 месяцев. В те времена это означало лишение должности и удар по авторитету верного партийца.

Источник: Ф.1, Оп.9.Д.70, ГАНИКО

Николай Николаев, пресс-служба ГАНИКО

На фото: А.Р. Воронов, Н.А. Леднев, коллегия костромского губисполкома.

Н.А. Леднев
Н.А. Леднев

А.Р. Воронов
А.Р. Воронов

Коллегия костромского губисполкома
Коллегия костромского губисполкома

За чистоту рядов
За чистоту рядов // Северная правда № 19. 2022. 11 мая. С.19 (PDF, 277Кб) 

Назад