Народное искусство области Костромской

Народное искусство каждого региона имеет свои уникальные особенности. Есть свои отличия у народного искусства Костромского края. Издавна крестьяне Костромской губернии занимались ткачеством, гончарным делом, плетением из бересты и ивового прута, ювелирным делом. Самобытны костромская роспись по дереву, вышивка, производство деревянной посуды.

В нашей области ведется большая работа по сохранению народных традиций. Этим занимается Областной дом народного творчества (ОДНТ). Его специалисты сохраняют и развивают народное творчество и традиционную культуру, проводят фестивали народного творчества различного уровня. Также они организуют работу самодеятельных коллективов и клубов по интересам.

В 1950 году в Костромской области прошел областной смотр сельской художественной самодеятельности. Специалисты ОДНТ подготовили для работников домов культуры и сельских клубов методические указания о проведении смотра по всем жанрам, направили методические разработки, художественную и профессиональную литературу. Сотрудники ОДНТ и работники искусств выезжали в районы области для оказания практической помощи в подготовке коллективов художественной самодеятельности к смотру. (Р-765. Оп. 3. Д. 604. Лл. 6-8)

Традиция проводить областные смотры художественной самодеятельности продолжилась в последующие годы. В начале 1963 года в районах области были проведены смотры художественной самодеятельности. Лучшие коллективы и исполнители выступили на областном смотре-конкурсе народных талантов. (Р-3158. Оп. 1. Д. 11. Л. 73) Смотры художественной самодеятельности оживляли работу творческих коллективов, повышали мастерство артистов, способствовали улучшению репертуара.

ОДНТ продолжал развивать художественную самодеятельность в области. В 1967-1968 годах планировалось провести ряд конкурсов: театральных коллективов, агитбригад, на лучший семейный ансамбль. Также планировалось провести конференцию по бальному танцу, открыть студии изобразительного искусства в районных центрах, организовать передвижную выставку работ самодеятельных художников. В этот же период специалисты Дома народного творчества запланировали выезд в районы области для изучения фольклора. Собранный материал планировалось использовать в работе музыкальных и танцевальных самодеятельных коллективов. (Р-765. Оп. 16. Д. 82. Лл. 65-66)

Проведение Всесоюзных фестивалей народного творчества в 1970-х годах дало толчок к развитию различных жанров народного искусства. В рамках фестивалей проводились смотры хоровых и хореографических коллективов, выставки декоративно-прикладного искусства, зональные фестивали фольклора. Участие в фестивалях способствовало развитию хоровых, танцевальных и театральных коллективов, улучшился их репертуар. (Р-765. Оп. 34. Д. 206. Лл. 131-132; Оп. 53. Д. 94. Лл. 4-5)

Большой популярностью в нашей стране пользуется хоровое пение. Для развития этого вида искусства в 1957 году было создано Всероссийское хоровое общество. В филиалах общества проводились ежегодные смотры-конкурсы самодеятельных певческих коллективов. В 1964 году Председатель правления Всероссийского хорового общества А. Новиков обратился к секретарю обкома КПСС Л. Я. Флорентьеву с просьбой принять меры по улучшению работы отделения общества в области. По результатам обращения была проведена работа по улучшению работы хорового общества в области. (Р-765. Оп. 11. Д. 33. Лл. 2-3)

В Костромской области с успехом выступают фольклорные ансамбли. Репертуар их разнообразен – исполняют как классические произведения, так и фольклорные песни Костромской области.

Ремесла и промыслы

В нашей области много строили из дерева. Деревянные строения в разных районах Костромской области разнообразны, в каждой местности они имеют свои отличительные черты. Соблюдение пропорций, декоративность, соблюдение форм сделало деревянное зодчество Костромского края оригинальным, имеющим свои уникальные особенности.

Традиционный промысел нашего края – льноводство. С ним тесно связаны прядение и ткачество. В каждом крестьянском доме стоял ткацкий стан, на котором вырабатывалась ткань. Из полученного полотна шили одежду, полотенца. В середине ХХ века льноводство из кустарного ремесла переросло в ткацкую промышленность.

Плетение из бересты – один из самых старинных народных промыслов. Из бересты плели лапти, туески, коробки, солонки. В Костроме возрождением этого промысла занималась Валентина Евстигнеевна Шантырева. Особенность ее творчества – создание нетрадиционных изделий. Мастерица плела подсвечники, декоративные вазы, салфетки, подстаканники. Интересны объемные игрушки – герои русских народных сказок, басен И.А. Крылова. Изделия необычной формы Валентина Евстигнеевна создавала благодаря технике «косого плетения». (Леонтьев А. Берестяные проказы. Молодой ленинец. 1991. 26 октября.)

Плетение из лозы – еще один старинный промысел, который пользуется популярностью в наши дни. В нашей местности для плетения используют ивовый прут. Мастера изготовляют не только корзины, но и вазы, сундуки, различную мебель. (Рычкова С. Корзины плести – не головой трясти. Северная правда. 1991. 14 ноября. )

Гончарное производство было широко распространено по всей территории области. Гончары изготовляли сосуды для приготовления и приема пищи, хранения продуктов. Ассортимент посуды был очень большой, изделия были разных размеров. В настоящее время в Костроме работает несколько мастеров-керамистов.

Петровская глиняная игрушка производилась в с. Петровское Сусанинского района Костромской области. Этот промысел существовал одновременно с гончарным производством. Мастера изображали языческих героев, героев сказок, пословиц и поговорок. Петровская игрушка имеет характерные форму и орнамент. Еще одна ее особенность – обработка готового изделия зеленой глазурью.

Хохломская роспись зародилась в с. Хохлома Ковернинской волости Макарьевского уезда Костромской губернии. На черном фоне красными, золотистыми и зелеными цветами изображались сочные ягоды земляники и рябины, цветы и ветки. Встречались изображения птиц, рыб и зверей. Мастера расписывали деревянную посуду и мебель.

В нашем архиве хранятся документы о создании коммун и трудовых производственных артелей «для занятия красильным и щепным промыслом», в которые объединились крестьяне Ковернинского уезда в 1918 году. Члены артели просили Ковернинский уездный совет о помощи в «добывании сырья и сбыте готового товара». В 1968 году информацию об этом обнаружили сотрудники Ковернинского музея Нижегородской области, работавшие с документами Костромского областного партийного архива. (Р-3215. Оп. 2. Д. 40. Лл. 1-2).

Уникальным искусством владели жительницы г. Галич. Они плели кружево на коклюшках. Для плетения кружева шириной 50-60 см. использовалось до 900 пар коклюшек. Для работы использовали льняные и золотые металлические, шелк разных цветов. Лучшие образцы галичского кружева хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге, Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. В настоящее время этот вид искусства возрождается благодаря усилиям современных кружевниц.

Вышивка – уникальное явление народного искусства. Костромская народная вышивка интересна и многообразна. В каждой местности свои сюжеты и мотивы орнаментов, стиль исполнения. Основные мотивы и орнаменты – геометрические (наиболее древние), а водоплавающие птицы, кони, женские фигуры, древо жизни пришли из мифологии.

Давним занятием красноселов был ювелирный промысел. Уже в XVII веке мастера изготовляли серебряные изделия, а в середине XIX века этим промыслом было занято почти все население с. Красное. Из золота, серебра и меди красноселы изготовляли различные мелкие изделия.

В марте 1918 года было образовано первое объединение ювелиров, в которое вошли мелкие кустари. В 1924 году несколько артелей объединились в Костромской ювелирный союз промысловой кооперации. Позднее из этого объединения возник в ювелирный завод. Развитие ювелирного дела в с. Красное-на-Волге было прервано Великой Отечественной войной. Многие сотрудники завода ушли на фронт, завод был перепрофилирован на выпуск металлических изделий для нужд фронта и тыла. Ювелирный изделий выпускали крайне мало. (Бузин А.И. Красносельские художники-ювелиры. Кострома, 1997. С. 74, 105.)

В августе 1944 года была образована Костромская область. И уже через полгода, в марте 1945, руководство области приняло постановление «О развитии ювелирного промысла». Для реализации постановления было решено: увеличить выпуск ювелирных изделий; запретить привлекать мастеров-ювелиров на работы, не связанные с их специальность; повысить производительность труда за счет улучшения организации труда и производственных процессов; освоить выпуск новых ювелирных изделий; выделить производственные пайки для мастеров-ювелиров и художников. (Р-765. Оп. 1. Д. 249. Лл. 122-125)

В последующие годы ювелирное производство успешно развивалось. В 1958 году было решено производить для продажи населению и иностранным туристам художественные и ювелирные изделия, сувениры для подарков. (Р-765. Оп. 7. Д. 116. Л. 108)

В 1962 году путем объединения Красносельской, Костромской, Подольской и Сидоровской ювелирных фабрик была создана Красносельская ювелирная фирма. Это создавало условия для развития ювелирного промысла в области. Внутри отрасли появилась специализация, были внедрены механизация и автоматизация производства. (Р-765. Оп. 9. Д. 195. Л. 82-83)

В декабре 1970 года в Москве состоялась ярмарка ювелирных товаров. В обзоре ярмарки отмечалось, что ассортимент Красносельской ювелирной фабрики строится на использовании русского национального наследия. Особенно это видно в изделиях посудной группы и украшениях. (Бузин А.И. Красносельские художники-ювелиры. Кострома, 1997. С. 129.)

Русские народные промыслы – сокровищница уникальных традиций, зародившихся в России в разное время и передававшихся из поколения в поколение.

Традиционные русские народные промыслы отражают всю красоту, многогранность и неповторимость нашей культуры. Из поделок и прикладных изделий быта люди делали нечто большее: они художественно осмысливали мироздание и себя в нем, отображали красоту родного края и уклад своей жизни, пытались найти ответы на вечные вопросы и передавали шифры потомкам. Ремесленники оставили на века вперед богатую художественную базу, щедрый источник вдохновения, питающий современность и, скорее всего, и творчество будущего.

Сегодня большинство русских народных промыслов, как и несколько столетий назад, продолжают не просто существовать, но развиваться, гармонично взаимодействуя с современным искусством. В Костромской области проводится большая работа по сохранению народного искусства и народных художественных промыслов. Для мастеров и исполнителей организуются выставки, конкурсы, фестивали.

О.В. Пшеничная,
ведущий архивист ОГКУ «ГАНИКО»

 

Назад