Загадка от Гапона

Как документы Георгия Апполоновича оказались в Костроме?

Поп Гапон — известная историческая личность. Это тот человек, который писал петицию царю и вел к нему рабочих в Зимний дворец. Все знают, что из этого получилось - «Кровавое воскресенье» и начало первой русской революции. В советское время большевики сделали имя Гапона нарицательным, приклеив ярлык провокатора. Как показало время, это далеко не так, о чем можно прочитать и в Википедии и в других источниках, заслуживающих доверия. Но речь сегодня пойдет не о самом Гапоне, а о его документах, подлинники которых были обнаруженных в костромском партийном архиве почти сто лет назад.

Дело было так. В 1924 году в Москве был создан музей Революции и его сотрудники проводили поиски экспонатов для него. Делали запросы в разные города, в том числе пришло письмо и в костромской Истпарт (комиссия по изучению истории партии): «Музей революции СССР просит по возможности выслать имеющиеся у вас материалы о подпольной работе».

Костромской губкомитет РКП\б\ письмом от 7 апреля 1925г. ответил музею Революции, что имеющиеся у них материалы имеют интерес чисто местного значения и необходимы им самим. Но зато в Костроме хранятся документы, представляющие интерес для всесоюзного музея: «... в распоряжении Истпарта имеются подлинные документы Гапона: 1/Метрическое свидетельство, 2/Паспорт, -говорится в письме. - Если музей Революции найдет ценным иметь эти документы у себя, то...» В общем, костромичи предложили забрать у них эти документы, согласовав этот вопрос и Истпартом при ЦК РКП/б/.

Дальнейшая переписка показала, что в Москве заинтересовались этим предложением и 15 апреля 1925 года от ЦК РКП\б\ пришло письмо заведующему испартотделом костромского губкома. Истпарт ЦК просит сфотографировать для музея Революции Союза ССР подлинные документы Гапона: «...метрическое свидетельство и паспорт, которые, по имеющимся сведениям, хранятся у Вас. Фотографии высылайте со счетом».

Что костромичи и выполнили, сообщив об этом отдельным письмом от 16 мая 1925 года:

«Высылаем 7 снимков с паспорта и 1 снимок с метрического свидетельства». Через неделю из Москвы пришел ответ: «Фотографии паспорта и метрические свидетельства Гапона (8шт.) получены со счетом и переданы Музею Революции. Счет будет оплачен музеем Революции».

В интернете, в открытом доступе, можно найти копию паспорта Гапона и копию его свидетельства о рождении. Те это самые документы из костромского истпарта, или нет - неизвестно. Скорее всего, те самые. Но вопрос другом - каким образом эти документы оказались в костромском архиве — вот загадка. Просмотрев биографию Гапона внимательно, можно с уверенностью сказать, что Гапон никогда не был ни в Костроме ни в каком другом городе нашей губернии. Однако подлинники паспорта и свидетельства о его рождении были обнаружены именно у нас. Это большая загадка. И почему сегодня мы не можем найти их в нашем архиве? Возможно, за сто лет Москва одумалась и потребовала оригиналы к себе?

Может кто-то из читателей знает ответ на этот вопрос, или сможет дать какое-то логическое всему этому объяснение? Ждем ваших откликов.

 

Николай Николаев, пресс-служба ГАНИКО

Основание: Ф.383.Оп.1.Д.57.

Поп Гапон. Фото.
 


 


 

Загадка от Гапона
Загадка от Гапона // Северная правда № 46. 2022. 16 ноября. С.19 (PDF, 254Кб) 

Назад