Чья бы корова мычала...

В архиве новейшей истории Костромской области найдена любопытная переписка столетней давности, относящаяся к Ильинской волости Костромского уезда.

Осенью 1918 года по решению новых властей у населения изымались (реквизировись) излишки личного подсобного хозяйства. Это было своего рода раскулачивание. К исполнению решения подходили гуманно: у крестьян забирали не все. Но не обошлось и без перегибов на местах.

Вот письмо от Председателя губернского Революционного Совета в Ильинский исполком Костромского уезда. Приведем его полностью: «У священника села Качалово Ильинской волости, гражданина Н.Груздева имеются две коровы, но отобранию они не подлежат, так как одна из них принадлежит помощнику Костромского Губернского военного руководителя тов. Ф.Г.Захарову, на что имеются документальные данные. Корова же гр.Груздева, как единственная тоже не подлежит отобранию, что подписью с приложением печати удостоверяется».

Однако, местные власти, вопреки указанию сверху, вознамерились отобрать-таки у попа вторую корову. Они знают, что Федор Захаров, родной брат жены священника Груздева, никакого отношения к корове не имеет, поскольку проживает в Костроме. И заступается за семейство сестры только благодаря своему высокому служебному положению. Тут явно просматривается использование служебного положения, решили в Ильинском исполкоме и потребовали от священника сдать-таки одну корову.

Но помощник Ф.Г.Захаров каким то образом узнал об этом намерении исполкома Ильинской волости и напрямую обратился к председателю губернского рев. совета с заявлением, в котором указывает на то, что его распоряжение оставить вторую корову священника в покое не исполняется. И просит написать еще раз в Ильинский исполком о том, чтобы его указание было выполнено, как указание из вышестоящего органа.

И вот в Ильинский исполком приходит второе письмо, в котором председатель губерснкого ревсовета предписывает в точности выполнить его прежнее указание и не отбирать корову, принадлежащую Захарову. Предвидя, что Ильинские власти могут ослушаться и позариться на другую корову, председатель губернского революционного Совета поясняет, что корову, принадлежащую попу села Качалово тоже нельзя реквизировать, поскольку его дочь, Груздева С.Н. (племянница Ф.Захарова), является членов ВКПб и занимает пост заведующей культурно-просветительским отделом Костромского уездного военного комиссариата. А потому и корова, принадлежащая семье священнослужителя реквизирована быть не может.

Вот такая история в письмах вырисовывается вокруг конфискации коровы священника. Если посмотреть на эту ситуацию с позиции сегодняшнего дня, то очевидно, что Ф.Захаров заступился за семью своей сестры, проживающей далеко от Костромы. И ничем не доказал, что вторая корова якобы принадлежит ему.

Но любопытна семья священника Груздева. К 1918 году у него дочь большевичка и женат он на сестре большевика. К чему это его приведет, мы не знаем...

Николай Николаев, пресс-служба ГАНИКО.

Чья бы корова мычала...
 

Чья бы корова мычала...
 

Чья бы корова мычала...
 

Чья бы корова мычала...
 

Назад