Жизнь Шлеина

(к 150-летию художника)

Николай Шлеин (1873-1952 гг) - художник и педагог, основатель детской художественной школы в Костроме, которая носит сегодня его имя. Второго декабря ему исполняется 150 лет. А это значит - есть повод рассказать о нем, о его жизни поподробнее. Собирая материал для этой публикации, мы обнаружили много неизвестных широкому кругу фактов из жизни костромского художника.

В семье

Отец будущего художника, Павел Петрович Шлейн, был военным, 15 лет отслужил в армии, и в звании унтер-офицера вышел в отставку незадолго до рождения сына. Мать, Агния Васильевна, родом из Нерехтского уезда. Семья жила в Костроме в двухэтажном доме на улице Еленинской (ныне ул.Ленина), часть комнат сдавала в наем, чем в основном и жила. Отец семейства искал другие источники дохода, в 1885 году открыл трактир в своем доме. А позже семья построила неподалеку от своего дома общественные бани, с которых также получали какой-то доход.

Начальное образование будущий художник получил в частной школе Е.Н.Филиповой, затем родители отдали его в костромское реальное училище. Учитель рисования заметил у юноши способности к изобразительному искусству и порекомендовал отцу после училища послать сына учиться на художника. Отец, зная о таких способностях своего отпрыска и горячем его желании учиться дальше, отпустил четырнадцатилетнего Колю в Москву.

Однако, с первой попытки поступить в учебное заведение не получилось. И в письме он просит родителей: «Если вы любите меня, то… умоляю вас, не берите меня в Кострому, дайте мне возможность избавиться от насмешек людей, окружающих вас, верьте мне, что я приложу старания и стану заниматься усердно». Отец согласился, но предупредил сына, что материальная помощь с их стороны будет скудной. На следующий год, в июне 1889 года, Шлеин успешно сдает экзамены и, невзирая на большой конкурс, поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподают такие художники, как Сергей Коровин, Илларион Прянишников, Василий Поленов.

Учеба

Учеба юноши в училище с первых дней шла успешно. В 1892 году Шлеин выполняет тестовый рисунок «Кисть руки» (считалось, что те ученики, кто удачно выполнит его, становятся академическим художником), за который получает премию П.М.Третьякова и освобождение от платы за обучение. Поскольку родительская помощь из дома оставалась скудной и ее едва хватало на пропитание, Николай подрабатывает частными уроками.

В 1898 году Шлеин заканчивает училище и получает официальное звание художника. «Теперь я могу самостоятельно работать, - пишет он матери. - Две картины приняли на выставку Товарищества московских художников, которая откроется в Петербурге».

В 1899 году Николай Шлеин, в числе шести лучших учеников, поступает на курс учебы в мастерской портретной живописи В.А.Серова, открывшийся при училище. А после его окончания решает продолжить художественное образование и в 1901 году едет учиться в Петербург, в мастерскую профессора В.Е.Маковского при академии художеств. Параллельно с учебой в академии молодой художник проходит высшие педагогические курсы, которые работают при академии. Закончив эти курсы, он получает свидетельство, которое дает право преподавать рисование и чистописание в гимназиях и училищах всей страны.

Но Шлеина тянет в Кострому, он пишет матери: «Я не случайно пошел на эти курсы. Мне бы хотелось в нашем городе открыть частную школу».

Блестяще окончив академию, Н.П.Шлеин имел возможность остаться преподавать там, но он возвращается в Кострому. Навсегда.

Частная школа

В родном городе Шлеин с головой окунается в педагогическую деятельность, работая преподавателем рисования сразу в двух костромских учебных заведениях: в реальном училище и в общественной мужской гимназии. А позднее он стал преподавать и в Смольяниновской женской гимназии.

Осмотревшись, Николай Шлеиносуществляет свою мечту и в 1904 году открывает в Костроме художественные классы рисунка, живописи и лепки. Он устраивает свою частную школу прямо в родительском доме на ул. Еленинской. При этом он продолжает активно заниматься творчеством, в 1909 г. в г. Костроме открылась его первая на родине персональная выставка портретов, пейзажей и графики.

Он понимает, что нашел себя и с энтузиазмом берется за дело. Родительский дом, где он устроил свою частную школу, становятся тесен и он принимает решение расширяться. К этому времени его родители, видимо, умерли и Николай Павлович сносит здания их бань возле родительского дома и на их месте по собственному проекту строит в 1910 году деревянный красивый дом с оригинальной крышей и башенкой над парадным входом. Новый дом расположился по адресу ул.Еленинская, 52 (на фото). Он с супругой Лидией Константиновной и маленькой дочерью Наташей переезжает в него жить, туда же к нему приходят заниматься дипломники. А старый родительский доме полностью отдан детской школе. Николай Петрович преподает здесь рисунок, живопись и композицию, его супруга выполняет работу завуча.

Школа Шлеина становится одной из ведущих школ России. Растет и авторитет ее создателя. Кроме преподавания он активно участвует в общественной жизни города, являясь присяжным заседателем и гласным (депутатом) костромской городской думы. Кроме того, он с готовностью вступает в 1912 году в только что создающееся костромское научное общество по изучению местного края (КНОИМК), намереваясь там изучать область искусства.

Советское время

Революционные события и смена власти в стране мало затронули суть жизни педагога-художника. Н.П. Шлеин востребован новой властью и в 1919 году возглавляет Костромскую государственную свободную художественную мастерскую. Позже его назначают уполномоченным Наркомпроса по охране памятников старины. И именно по его просьбе из фондов музеев Москвы для Костромы выделяются произведения русской живописи 19-начала 20 века.

Его частная художественная школа в 1921 году преобразовывается в государственное учебное заведение. К 1924 году оно имело три основных курса, по окончании которых выпускники получали звания учителя рисования. В Кострому учиться живописи приезжали молодые люди со всей страны, даже из Сибири и Урала.

Николай Павлович был строгим и требовательным педагогом. Если он видел, что ученик посредственный, без искорки таланта, то без сожаления отчислял его из школы.

Художник мечтал создать в Костроме детский художественный центр, выходил с таким предложением к властям. И ему вроде бы не отказывали, но и навстречу не шли, видимо из-за скудного финансирования.

К началу 1941 г. Николай Павлович отмечал юбилей - 40 лет своего служения искусству и воспитанию юных талантов. Костромской исполком разрешил его Художественной студии потратить 1000 бюджетных рублей на празднование этого творческого юбилея.

Началась война и было не до школы рисования. Но когда в 1944 году образовалась Костромская область и Кострома стала областным центром, Художественную студию хлопотами Шлеина преобразовали в Костромское художественное училище. А через два года на базе училища была создана и детская художественная школа.

В 1945 году Н.П. Шлеин награжден медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне», а в 1946 году ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Акт экспертов

В многочисленных статьях о Шлеине умалчивается один бесспорный факт из его биографии, бросающий тень на авторитет и профессиональную репутацию художника. В 1937 году, когда в стране бушевали массовые репрессии, под их каток попали и 9 костромских художников. Восемь из них были в течение года расстреляны, а один умер в тюрьме пять лет спустя. Арестованных художников обвинили в терроризме (хотя никаких подтверждающих фактов в следственных делах приведено не было) и в непрофессиональном исполнении ("в извращенном виде" - говорится в материалах дел) портретов советских вождей: Ленина, Сталина, членов Политбюро. А чтобы доказать это обвинение следователь создал экспертную комиссию в составе: академика, руководителя Костромской художественной школы Н.П.Шлеина, председателя Костромского товарищества художников Д.М.Сизова и художника А.И.Рябикова. В следственных делах расстрелянных художников подшит подписанный всеми членами комиссии Акт, в котором говорится, что действительно, портреты выполнены антихудожественно, скверно, непрофессионально. И хотя в акте нет утверждения, что эти скверные искажения в картинах сделаны арестованными художниками умышленно, осознанно, следствие трактовало это все именно в таком ключе. И художников расстреляли.

В 1964 году их всех реабилитировали, оправдали. В процессе пересмотра дел костромских художников были допрошены и некоторые свидетели, в том числе и единственный живущий на тот момент член экспертной комиссии А.И.Рябиков. По поводу этого акта он сказал: "Я припоминаю, что в 1937 году мне пришлось участвовать в экспертной комиссии под председательством художника Шленина Н.П., где мы просматривали выполненные Макаровым, Саксом, Трегубовым и Баженовым портреты руководителей ВКП(б) и Советского правительства. По существу изложенного в акте поясняю, что отдельные портреты руководителей были выполнены неквалифицированно. Однако никаких умышленных действий с их стороны в этом не было, а объяснялось лишь их низкой квалификацией".

К слову, вдовы и родственники некоторых казненных художников, после реабилитации сдали уцелевшие картины в музей Костромы, где их приняли и они по сей день там хранятся - что говорит о высоком профессионализме этих художников.

Неизвестно, что двигало этой экспертной группой художников во главе со Шлеиным при вынесении такого вердикта, страх ли за свою жизнь, заблуждение ли, или искреннее убеждение в своей правоте. Но в любом случае очень жаль, что такой прискорбный факт был в жизни этих творческих людей. И его из жизни не выкинешь. И степень вины их в гибели коллег определит наверно только небесный суд.

Личное

Супруга Лидия Константиновна была художнику верным другом и помощником во всем. Она работала в его школе завучем, вела всю документацию и сохранила ее для исследователей-краеведов. Их личная, семейная жизнь была омрачена жутким случаем, трагедией - в 1912 году утонула их малолетняя дочь Наташа. Это случилось во время поездки в Плес. Николай Павлович поднимался с дочерью по трапу на пароход, девочка поскользнулась, упала в воду и утонула. Супруги не стали больше заводить детей.

Лидия Константиновна ушла из жизни раньше своего мужа и Николай Павлович доживал век один. За старым, больным художником в конце его жизни ухаживала одна из воспитанниц художественной школы. Шлеин завещал ей свой дом. Однако после его смерти Союз художников обжаловал это завещание в суде и забрал дом под мастерские.

Н.П. Шлеин умер в 1952 году. До последних дней он работал, преподавал. После смерти часть его картин взял костромской изобразительный музей, некоторые остались в Художественном училище, несколько работ находятся в ярославском музее, а также в частных коллекциях.

На могиле художника на городском кладбище установили красивый памятник из полированного гранита. В апреле 1963 года исполком Костромского областного Совета взял надгробие под свою опеку. Сегодня за ним ухаживают учащиеся художественной школы имени Шлеина.

О доме с башней

В Костроме неоднократно поднимался вопрос об увековечении памяти Николая Шлеина. Так в канун его столетия, в 1972 году, по предложению костромских властей основанной им детской художественной школе постановлением Совета Министров РСФСР было присвоено имя Н.П.Шлеина.

Предлагалось также создать мемориальный музей художника в построенном им доме, присвоить одной из улиц Костромы его имя (предлагалось переименовать улицу Полянскую, расположенную рядом с домом художника, в улицу Шлеина), но этому не суждено было сбыться.

Судьба дома Шлеина трагична. В 1977 году исполком облсовета принял решение о создании в доме с башенкой мемориального музея художника, но в бюджете не нашлось для этого денег. К тому же дом нуждался в капитальном ремонте. Дом пустовал, разрушался дальше, а власти ждали лучших времен. Вскоре на втором этаже дома случился пожар, пострадала крыша и разрушение дома только ускорилось. А в 1985 году, когда Кострома принимала VI зональную художественную выставку «Художники Нечерноземья», власти, дабы не краснеть перед гостями, велели разобрать дом Шлеина до основания, а землю отдать под строительство.

20 ноября 2013 г. в честь 140-летия со дня рождения художника на фасаде здания Детской художественной школы № 1 им. Н.П. Шлеина была открыта мемориальная доска ее основателю Николаю Павловичу Шлеину.

Николай Николаев, пресс-служба ГАНИКО

Николай Шлейн. Фото.
Николай Шлейн 

Дом Н.П.Шлейна. Фото.
Дом Н.П.Шлейна 

Жизнь Шлеина
Жизнь Шлеина // Северная правда № 48. 2023. 29 ноября. С.11 (PDF, 195Кб) 

Назад