Как умирают герои

Документы архивов хранят много тайн, много неизвестной доселе информации. И неудивительно, что работники нашего архива нередко открывают что-то новое, ценное в ходе своей повседневной рутинной работы. И вот очередная находка - сотрудница архива новейшей истории не пропустила любопытный факт, жемчужинку ценной информации, которая буднично мелькнула у нее перед глазами.

Копцов

Главный архивист отдела обеспечения сохранности, комплектования и учета архивных документов ГАНИКО Анна Валерьевна Давыдова, работая с материалами фильтрационных дел 1940-х годов, обратила внимание на необычную и неизвестную информацию о Герое Советского Союза генерале Копцове В.А.

Василий Алексеевич получил звание Героя еще до Великой Отечественной войны. Его краткая биография такова. Будущий герой родился в 1904 году. В 1918-м добровольцем вступил в ряды Красной армии и стал невольным участником знаменитого похода Таманской армии (описан Серафимовичем в повести «Железный поток»). После гражданской войны учился на пулеметных курсах, закончил ряд других военных учебных заведений и стал профессиональным военным-танкистом.

В августе 1937 года в должности командира танкового батальона участвовал в боях на Халхин-Голе. Храбро воевал, особенно отличился в боях при окружении и разгроме японских войск в августе 1939 года. Капитан Василий Копцов в течение 8 часов находился в подбитом танке в тылу врага, огнём отбиваясь от наступавшего противника, сохранил экипаж и танк до подхода своих сил.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания Василию Алексеевичу Копцову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С началом Великой Отечественной войны Копцов на фронте: 23 июня 1941 года назначен командиром 46-й танковой дивизии, в сентябре 1941 года — командиром 6-й танковой бригады. С мая 1942 года — командир 15-го танкового корпуса в звании генерала. В боях был дважды ранен.

В феврале 1943 года танковый корпус Копцова участвовал в Харьковской наступательной операции, которая закончилась для нас неудачно. Штаб корпуса попал в окружение, при выходе из которого генерал-майор В.А. Копцов был тяжело ранен и 3 марта 1943 года скончался от ран и потери крови. Так скупо написано про кончину Копцова в Википедии. Обнаруженные в нашем архиве документы проливают свет на обстоятельства и любопытные подробности гибели героя-танкиста. В архиве новейшей истории (ГАНИКО) имеются личные дела бывших пленных, с которыми работают наши специалисты. Дело Николая Петровича Юдина, уроженца Кологривского района, пролило свет на последние минуты жизни генерала Копцова.

Юдин

Николай Юдин родился 19 декабря 1920 года в селе Великое Кологривского района Костромской области. В 1939 году поступил учиться в Арзамаский педагогический институт. Но через год, осенью 1940 года, прямо со студенческой скамьи, его призвали в Красную армию. Войну встретил в танковых войсках, где дослужился до должности адъютанта коменданта штаба 15-го танкового корпуса. В 1941 году старший сержант Юдин вступил в ряды ВКП(б). Участвовал в боях, дважды ранен и один раз контужен.

В ходе харьковской военной операции попал в плен 3 марта 1943 года. Совпадение даты смерти генерала Копцова и даты пленения Юдина (3 марта 1943 года) неслучайно. Юдин оказался единственным свидетелем гибели Героя Советского Союза Копцова. Вот что рассказал в апреле 1946 года сам Николай Юдин после своего возвращения из Франции, где он находился в плену. Вот что рассказал Юдин на допросе: «Я служил в 15 танковом корпусе, 3 марта 1943 года указанная часть была разбита. Я сопровождал командира корпуса генерала Копцова, который был тяжело ранен. По дороге мы пересели в танк, на танке ехали примерно 4-5 часов, горючее вышло, тогда мы поехали на лошадях. По дороге у нас отняли лошадей, ехать было не на чем. Я остался с раненым генералом. Примерно в часа 4 утра я лег рядом с генералом, а наутро пришли немцы и сонного меня забрали в плен».

Кроме этого протокола допроса в фильтрационном деле Юдина Н.П. подшита и его «Объяснительная записка», написанная им на имя уполномоченного контрразведки «Смерш». Вот что в ней находим: «Вечером 1 марта Герой Советского Союза, генерал-майор Копцов В.А., получил указание уничтожить всю мат.часть не обеспеченную горючим или транспортом и начать отход. Но немцы обошли нас и отрезали путь отхода. Генерал лично выехал на рекогносцировку в сопровождении двух танков, которые сразу же были выведены из строя огнем противника. Осколком снаряда был ранен и генерал. Я сделал ему перевязку и под огнем противника, непрерывно отстреливаясь, оттащил к оврагу. Здесь я поймал раненую лошадь с повозкой и отвез генерала в расположение штаба, где ему была оказана медицинская помощь.

Так как генерал руководить боем не мог, зам по политчасти находился в командировке, зам по МТО был ранен, а другие офицеры штаба были или ранены или убиты, под сильным огнем противника началось беспорядочное отступление.

Санитарная машина, штабной автобус и еще несколько машин свернули на проселочную дорогу и вскоре забуксовали. Нам удалось привлечь внимание наших танков, которые взяли на буксир машины и под командованием ст. лейтенанта Степанова начали отход по степи. Позднее к нам присоединился командир 5 ОРБ капитан Сидоров с группой разведчиков.

Через несколько часов у танков закончилось горючее. Генерала переложили на повозку, добытую Сидоровым. В 2-3 часа ночи лошадей у нас отобрали бойцы другого подразделения.

Генерал остался в степи один, я не мог, не имел права покинуть его и остался с ним, в надежде, что подойдет другая более сильная группа наших бойцов и офицеров. Но наступал рассвет и никого не было. Генерал снял с груди Золотую Звезду Героя и сказал: «Останешься жив, - расскажи, как умирают Герои», после взял и проглотил ее, она остановилась в горле, в результате чего он умер. Утром подошли немцы и взяли меня в плен».

 

Суть нашей истории в этом: стало точно известно, как, при каких обстоятельствах и от чего умер Герой Советского Союза Копцов. И факт необычный — Копцов проглотил свою Звезду Героя, чтобы она не попала в руки врагам. Тело Копцова похоронено в городке Первомайский Харьковской области, на памятнике написано: «Здесь захоронен Герой Советского Союза гвардии генерал-майор танковых войск Копцов Василий Алексеевич, погибший смертью храбрых в боях за освобождение Советской родины 3.03.1943 года» (см. фото).

И неизвестно, изъята ли из его тела звезда Героя. Скорее всего, нет, поскольку спецслужбы узнали об этом необычном факте только в 1946 году из уст Юдина, вернувшегося из плена. И вряд ли власти решились потревожить прах героя, эксгумировать тело.

Для справки: золотая медаль Героя выполнена в виде пятиконечной звезды. Расстояние между противолежащими концами звезды— 28,5 мм. Колодочка медали выполнена из серебра. Вес медали с колодкой 34 г.

В плену

Судьба Николая Юдина в плену оказалась столь же необычной и вкратце выглядит так. Свой партийный билет он закопал в землю перед пленением в степи. На допросе у фашистов назвался Петровым, назвал и другое место рождения. Немецкий офицер через переводчика спрашивал его о какой-то сталинградской гвардии, на что Юдин отвечал — не знаю. Далее в протоколе читаем: «После моих отрицательных ответов, немецкий офицер приказал повернуться лицом к стене. Я выполнил. Офицер сделал выстрел над моей головой, после чего обратно приказал повернуться лицом к нему. Я выполнил приказание, тогда офицер стреляет в упор, но в меня не попал, а пуля пролетела мимо моего уха. После я упал и не помню, как меня отправили на прежнее место».

Юдина больше не допрашивали и этапировали сначала в Харьков, затем в Полтаву, Кременчук, Львов, а оттуда — во Францию. В конце марта 1943 года он уже находился во французском лазарете. Лечил его русский врач, который имел связь с партизанами. После излечения врач организовал Юдину и еще 5 пленным побег к местным партизанам. В партизанском отряде Юдин выучил французский язык и выполнял работу переводчика. После освобождения Франции союзниками в 1944 году Юдину предлагали остаться и вступить в иностранный легион, но Николай Петрович отказался и с 12-тью русскими товарищами обратился в представительство советской миссии в городе Дижон. Им пообещали отправку на родину, но позже, а пока привлекли к работе по сбору и отправке других советских граждан в СССР. Юдин работал начальником снабжения на сборном пункте в Марселе до 29 апреля 1945 года. Затем получил разрешение вернуться на родину и 9 мая 1945 года прибыл в Одессу. Там, на сборно-пересыльном пункте началась процедура обязательной фильтрации репатриантов. Смысл такой фильтрации заключался в выявлении органами госбезопасности завербованных шпионов. Коих, следует сказать, было очень и очень мало, подавляющее большинство советских воинов в плен попадали не добровольно, а в силу трагических обстоятельств. После фильтрации бывших пленных отправляли работать на промышленные объекты страны, где ощущалась острая нехватка кадров - что-то вроде ссылки. Так поступили и с Юдиным. Он целый год сидел под стражей в ожидании результатов проверки. После которой, 17 апреля 1946 года, председатель фильтрационной комиссии сделал такое Заключение: «Материалов для ареста на Юдина Н.П. не добыто». И - решение комиссии: «Передать Юдина Н.П. в угольную промышленность».

Скорее всего ближайшие пять лет Николай Петрович работал на шахтах Донбасса.

На этом следы нашего земляка в документах архива теряются.

На сайте «Память народа», где имеются сведения почти обо всех участниках ВОВ мы его обнаружили. Там сообщается, что в 1976 году он был награжден медалью «За отвагу» - высшей медалью в наградной системе СССР. А это говорит о том, что на тот момент он был еще жив и клеймо пленного с него было снято.

Николай Николаев, пресс-служба ГАНИКО, источник: Ф.3656.Оп.1.Д.5928.

Василий Алексеевич Копцов. Фото.
Василий Алексеевич Копцов 

Как умирают герои. Фото.
 

Как умирают герои. Фото.
 

Как умирают герои. Фото.
 

Как умирают герои
Как умирают герои // Северная правда № 12. 2024. 20 марта. С.8 (PDF, 583Кб) 

Как умирают герои
Как умирают герои // Северная правда № 12. 2024. 20 марта. С.9 (PDF, 668Кб) 

Назад